Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Газета "Наш Мир" br> Китай стал первой страной в мире, где в мечетях служат
женщины-имамы. Этой традиции уже около 100 лет, и коммунистические
власти делают все возможное, чтобы реформировать ислам в стране и
дальше. Так, женщинам-имамам выплачивают зарплату за счет государства, а
реформистский ислам проникает в китайские общины в других странах.
Считается,
что мусульмане живут в Китае с VIII века. В средневековье мусульманские
чиновники занимали высшие посты в государстве, и императоры
использовали их в системе "сдержек и противовесов2 – чтобы не
"зарывались" местные чиновники-конфуцианцы. Именно тогда ислам стал
частью управленческой системы Китая и во многом потерял классические
черты, бытовавшие в остальном мусульманском мире.
Уже в XVII
веке в Китае при мечетях были открыты школы для девочек, а со свержением
Манчжурской династии и приходом к власти гражданских правителей (то
есть после 1912 года) мусульманство стало цивилизоваться усиленными
темпами – главным мотивом властей было создание провластного
образованного меньшинства, на которое они могли положиться при реформах в
стране. Именно тогда, сто лет назад в среде китайских мусульман
появились женщины-имамы. Этим шагом, в том числе, власти пытались
снизить градус шовинизма в исламе, и показать, что они рассматривают
ислам скорее как этическое, а не религиозное течение.
После 1979
года, «открытия Китая миру», эти реформы продолжились. Первоначально
женщины-имамы были только в среде т.н. "группы Хуэй" (она в Китае
относится к одной из 56 официально зарегистрированных народностей),
мусульманской общности, проживающей в восточных и центральных областях
страны. Но сегодня реформы ислама начинаются и в среде более
ортодоксальных уйгуров, живущих на западе Китая в Синцзян-Уйгурском
районе (СУР). Недавнее восстание в СУР, в ходе которого погибли
несколько сотен уйгуров, было вызвано в том числе и этими реформами.
"Группа
Хуэй" насчитывает 21 млн. человек, и на них приходится около 3600
мечетей. Значительная часть из них управляется женщинами-имамами. Только
один пример: в городе Кайфэй расположены 16 мечетей, и лишь 5 из них
являются "чисто мужскими". До недавних пор были женские и мужские мечети
(первые выкрашены в розовый цвет). Однако за последние 5-6 лет среди
"группы Хуэй" появились и "смешанные" мечети, где проповеди мужчинам
читают женщины. Женщины в таких мечетях никак не отделены от мужчин (в
традиционных мечетях они сидят за перегородками или в отдельном
помещении). Единственное пока "теологическое" ограничение для
женщин-имамов: они не могут совершать похоронный обряд.
Но и над
этой "проблемой" работают китайские мусульмане-теологи, чья работа
оплачивается за государственный счет. Они выискивают в Коране и работах
теологов "лазейки", с помощью которых оправдывают те или иные реформы в
исламе. В частности, возможность женщинам служить в мечетях основывалась
на работах средневекового теолога Мухаммада ибн Джарира аль-Тараби.
Всего
в центральном и восточном Китае насчитывается около 80 женщин-имамов, а
также около 6000 т.н. "ахонг" – женщин-служителей более низкого ранга
(как правило, они управляют небольшими мечетями в сельской местности).
В
начале 1980-х ряд ортодоксальных китайских мусульман – в основном с
запада страны – протестовали против реформ в местном исламе. Но
китайские коммунисты быстро разобрались с бунтовщиками – около 10
человек были расстреляны (с формулировкой "за попытку государственного
переворота"), еще несколько десятков ортодоксов были приговорены к
длительным тюремным срокам. Из страны также были высланы теологи из
Саудовской Аравии, которых подозревали в "подрывной деятельности".
Сегодня
китайские власти финансируют реформы в исламе среди китайской диаспоры
Юго-Восточной Азии. В частности, идут переговоры с властями Малайзии и
Индонезии об открытии мечетей с женщинами-имамами в этих странах.