Газета "Наш Мир" br>На протяжении многих лет российские дипломаты открыто заявляют, что
бывшие советские республики, составляющие Содружество Независимых
Государств (СНГ), не являются по-настоящему суверенными странами. Как
утверждают российские аналитики, Москва считает политику перезагрузки
администрации Обамы признанием того, что СНГ входит в сферу влияния
России. До настоящего времени политика перезагрузки терпит заметные
неудачи в вопросах продвижения важных американских интересов в Евразии,
включая действия, предотвращающие появление на этом континенте
державы-гегемона, сохранение равных условий доступа к рынкам и природным
ресурсам, а также развитие демократии и свободных рынков на базе
законности. С началом перезагрузки президент Обама понизил значимость
своих встреч с главами государств на постсоветском пространстве,
сигнализируя о снижении американской вовлеченности и интереса к этому
региону. Некоторые высокопоставленные американские руководители даже
говорят своим подчиненным, чтобы те не докучали им с проблемами Кавказа.
Понятно, что Вашингтону нужен новый подход к внешней политике в
Евразии, направленный на недопущение появления российской сферы влияния
или иной региональной гегемонии. Соединенные Штаты должны наращивать
свою дипломатическую поддержку суверенным государствам, таким как
Украина и Грузия, и расширять круг своих реальных обязательств перед
регионом. В конкретном плане Вашингтону следует оказывать политическую
поддержку строительству трубопроводов с востока на запад и отстаивать
суверенитет и территориальную целостность в соответствии с нормами
международного права – даже если это будет вызывать недовольство России –
в то же время играя активную посредническую роль в спорах в
Приднестровье и на юге Кавказа.
В поисках евразийской гегемонии
С
тех пор, как Борис Ельцин потребовал в 1993 году предоставить России
сферу влияния в СНГ, эта цель является движущей силой российской внешней
политики. Для достижения этой цели Россия использует все инструменты
своей власти: энергоресурсы, торговлю, инвестиции, связь данных факторов
с российской организованной преступностью, политические диверсии,
проникновение разведки, а также расширение сети военных баз. Россия
грозит, и даже использует военную силу, как было в 2008 году в Грузии.
Сегодня Москва оказывает давление на Киргизию, Таджикистан и Украину с
тем, чтобы они присоединились к Таможенному союзу, в котором доминирует
Россия и состоят Белоруссия и Казахстан.
Россия также
контролирует военные базы и ключевые военно-промышленные объекты в
Молдавии, на Украине, в Армении, Таджикистане и Киргизии. Она пытается
свергнуть грузинское правительство и постоянно использует экономическое
давление, чтобы взять под свой контроль газовую компанию и трубопроводы
Белоруссии. Политика Москвы по-прежнему состоит в оказании воздействия
на страны СНГ с тем, чтобы те отвернулись от Европы, а также в
сохранении российского влияния на политику и экономику соседей.
Одновременно, вопреки официальным заявлениям об обратном, Москва
неутомимо работает над тем, чтобы выдавить Соединенные Штаты из
Центральной Азии, хотя страны этого региона помогают США и НАТО в их
действиях на территории Афганистана.
Такое враждебное отношение к
США, унаследованное от советского прошлого, помогает Москве добиваться
того, что политика перезагрузки по сути дела снижает американское
влияние в Евразии, а также в Восточной и Центральной Европе. Польза от
политики перезагрузки для США ограничивается поддержкой по Афганистану и
договором по контролю вооружений СНВ-3, хотя Россия оказывала бы такую
поддержку и заключила этот договор и без уступок США в СНГ.
Высокая цена перезагрузки
Поскольку
Москва пытается помешать созданию натовской системы ПРО и утверждает,
что санкции и давление против Ирана не нужны, политика перезагрузки
приводит к неприятным последствиям и нуждается в переоценке. Хотя
администрация и НАТО самым похвальным образом осуществили усилия по
укреплению обороноспособности прибалтийских государств, их действия в
СНГ явно недостаточны. В условиях отсутствия последовательной политики
США в СНГ этот обширный регион вполне может пострадать от
дестабилизации. Ситуация в Центральной Азии уже крайне нестабильна, и
Москва ищет предлог для ввода туда своих войск, одновременно усиливая
правящие там автократические режимы.
- На Кавказе Москва открыто
работает над свержением правительства Грузии и над дестабилизацией всего
региона. После российско-грузинской войны 2008 года Россия продолжает
поддерживать «независимость» Абхазии и Южной Осетии, создавая и расширяя
там сеть своих военно-воздушных, военно-морских и сухопутных баз.
-
Хотя Украина отказалась от своих прозападных позиций после периода
«Оранжевой революции» (2004-2010 гг.), попытки Москвы давить на нее с
момента подписания российско-украинских соглашений в 2010 году уже
привели к устойчивому ухудшению отношений между двумя странами, так как
Москва неослабно продолжает свое давление.
- В Молдавии не
достигнуто никаких успехов в деле восстановления территориальной
целостности страны и вывода остающихся там российских войск. Такая
ситуация сохраняется с 1992 года, когда поддержанная Россией армия
отделила от Молдавии регион Приднестровье с его преобладающим славянским
населением и установила там криминализованную власть.
- Хотя
Москва при поддержке США выступает в качестве посредника в Нагорном
Карабахе в целях достижения мира между Баку и Ереваном, она также
получила базу в армянском Гюмри до 2042 года и обеспечила поставки в
Россию из Азербайджана до 2 миллиардов кубометров газа в год. Между тем,
недавний провал организованного Россией саммита между Арменией и
Азербайджаном открывает дорогу возобновлению боевых действий в Нагорном
Карабахе, что подрывает интересы США на Кавказе в целом.
Нужна новая политика по Евразии
В
этих обстоятельствах в интересах США выработать связную и
последовательную политику в целях укрепления суверенитета и безопасности
СНГ.
- Соединенные Штаты должны подчеркивать свою поддержку
украинской независимости и суверенитета, активизировать свои усилия в
области военной реформы, способствовать увеличению американских
инвестиций, открытости в торговле, а также наращиванию иностранных
вложений в модернизацию атомной и газовой отрасли, одновременно
занимаясь поисками сланцевого газа в этой стране.
- Что касается
Грузии, администрация должна разъяснить России, что возобновление войны
дорого обойдется Москве. Она должна четко показать, что весьма заметные
действия России по подрыву грузинского режима приведут лишь к усилению
преданности США Грузии, включая поставки оборонительных вооружений.
Администрация должна также отказаться от своих попыток давить на Грузию,
чтобы та уступила и позволила России вступить во Всемирную торговую
организацию. Грузия в настоящее время занимает непримиримую позицию,
добиваясь восстановления существовавшего ранее положения в Абхазии и
Южной Осетии. Москве надо дать понять, что она не может создавать
закрытые торговые блоки в рамках СНГ и одновременно добиваться членства в
ВТО. Иными словами, США должны отстаивать неприкосновенность норм
международного права и договоров, даже если это расстроит Россию.
-
Кроме того, Вашингтону необходимо проявлять гораздо больший интерес к
Азербайджану и проблеме Нагорного Карабаха. Он должен прекратить думать
об Азербайджане исключительно как о промежуточной остановке на пути в
Афганистан, и ясно дать понять, что США высоко ценят участие своих
компаний в проектировании основных экспортных газопроводов. В то же
время, Вашингтон должен стать активным посредником, а если понадобится,
то и гарантом возможного будущего мирного урегулирования. Если две
стороны не предпримут серьезных усилий по восстановлению мира, ситуация в
Нагорном Карабахе может существенно ухудшиться.
- И наконец,
администрация должна успокоить государства Центральной Азии,
поддерживающие действия США в Афганистане и рассчитывающие на Америку в
том, что она защитит их от российского и китайского давления. Хотя
Соединенные Штаты могут к 2014 году вывести свои войска из Афганистана,
Америка оставит в этой стране свои объекты, обеспечивающие подготовку
афганских сил к защите от террористических нападений. США необходимо
превратить Северную сеть снабжения в постоянно действующий региональный
транспортный механизм, обеспечивающий экономическое развитие и
сотрудничество с этими государствами. Одновременно Соединенным Штатам
надо сформулировать планы не только по двусторонней торговле и
инвестициям, но и по общему региональному развитию, помочь в создании
прозрачных политических институтов, системы ответственного
государственного управления и власти закона.
Инвестиции сейчас, дивиденды позже
Безусловно,
первостепенная геополитическая цель США по-прежнему заключается в
недопущении возврата евразийской империи и отказа от международного
устройства в Евразии, возникшего после окончания холодной войны. Более
того, если не инвестировать необходимые ресурсы сейчас, то при
возникновении очередного кризиса – спровоцированного исламизмом,
имперской экспансией России или жестокостью Китая – издержки на его
преодоление будут гарантированно выше, чем те вложения, которые Америка
может осуществить в настоящее время. Профилактика всегда обходится
дешевле, чем лечение.
Ариэль Коэн - доктор наук, старший
научный сотрудник программы российских и евразийских исследований и
международной энергетической политики Центра внешнеполитических
исследований им. Дугласа и Сары Эллисон (Douglas and Sarah Allison
Center for Foreign Policy Studies), который является подразделением
Института международных исследований им. Кэтрин и Шелби Каллом Дэвис
(Katherine and Shelby Cullom Davis Institute for International Studies)
при фонде Heritage Foundation. Стивен Бланк – доктор наук, профессор
Военного колледжа сухопутных войск США, занимающийся исследованиями по
вопросам национальной безопасности.
|