Газета "Наш Мир" br>
Завершение программы шаттлов является броской демонстрацией того,
что пилотируемая космонавтика в ее нынешнем виде не обусловлена ни
экономически, ни научно: она очень финансово накладная и практически не
приносит новейшего познания, в отличие от беспилотных научных спутников.
Для продолжения пилотируемых программ им необходимо отыскать новейшие
цели и существенно уменьшить бюджеты.
«Как прошлый
космонавт и работающий директор NASA я тут, чтоб огласить для вас, что
лидерство США в космосе сохранится еще, по наименьшей мере, полста лет,
так как мы заложили надежный фундамент фуррора, и у нас нет права на
неудачу», — заявил в преддверие завершения космической программы шаттлов
директор NASA Чарльз Болден. Что все-таки будет определять космическое
лидерство в космосе в XXI веке? Пригодится ли для этого сделать новейшие
пилотируемые космические аппараты, либо практика пуска человека в
космос уйдет в прошедшее с «холодной войной» и «флаговтыками», и
роботы-исследователи, в каких NASA, вправду, нет равных, решат все
задачки населения земли за пределами Земли?
Завершение программы
шаттлов и приближающееся окончание срока эксплуатации МКС сопровождается
явным кризисом мотивации пилотируемых полетов.
Продолжать их
только для поддержания престижа той либо другой цивилизации
нецелесообразно: для их обязана быть найдена новенькая принципиальная
задачка, по другому они будут прекращены.
Один из пионеров
отечественной космонавтики, сподвижник Сергея Царица Борис Черток в
интервью «Газете.Ru» именовал стройку обитаемой базы на Луне
наиблежайшим ценностью пилотируемой космонавтики,
но выразил
сомнения в способности ее скорого сотворения – из-за экономических и
политических сложностей тут, на Земле. Какие еще цели стоят перед
пилотируемой космонавтикой, и в чем ее достоинства и недочеты, по
сопоставлению с беспилотной?
Издержки
Пилотируемая
космонавтика еще дороже беспилотной. Дополнительны издержки (в
особенности для долгих проектов) идут на обеспечение относительного
удобства и, основное, сохранности человека в космосе, где ему грозит
космического излучение и трудности, связанные с невесомостью. Сюда же
следует включить и расходы на подготовку астронавтов и содержание
соответственного научного штата.
Базисные потребности беспилотной космонавтики приметно скромнее. Приблизительно можно считать, что
стройку беспилотной экспедиции обходится в два раза дешевле, чем пилотируемой.
Отсутствие на борту корабля хрупкого перед лицом Вселенной тела человека дозволяет значительно сэкономить.
Опасности Пилотируемая
космонавтика, безусловно, несет в для себя существенно больше рисков,
чем беспилотная – по этим же причинам. Ежели в процессе полета что-то
идет не так, организовать операцию по спасению чрезвычайно трудно, ежели
не нереально. Беспилотная космонавтика, в любом случае, рискует лишь
потерей космического аппарата.
Временные рамки Пилотируемая
космонавтика — чрезвычайно медлительно развивающаяся дисциплина. Из-за
тех же рисков время на исследования, разработки и подготовку экипажей
довольно велико. Во избежание всех ошибок проводятся огромные объемы
вычислений, теоретических моделирований тех либо других ситуаций.
Беспилотная космонавтика, частично, имеет возможность двигаться способом
проб и ошибок. Конструкция аппаратов проще, они управляются автоматом,
времени на их разработку уходит меньше.
Применение Руководствуясь
объективными аспектами, следует признать, что за 50 лет эпохи
космических полетов пилотируемая космонавтика не достигла практически
ничего (ежели не считать достижением сам факт ее существования,
очевидно). Астронавты проводят те же опыты, которые с фуррором проводят
автоматические станции, а доступные для их работы «площади» очень
ограничены.
Беспилотные миссии еще успешнее: конкретно им мы
должны большущим количеством данных, которые раскрыли наши горизонты
осознания Вселенной.
Границ для их, практически, не существует
(вспомним космические аппараты Voyager, покинувшие пределы Галлактики,
также зонд Deep Impact, сброшенный на комету), границ для их
предстоящего прогресса и развития – тоже. Пока СМИ говорят о шаттлах,
«Союзах» и МКС, маленькие беспилотные аппараты – рабочие лошади космоса –
выполняют важные исследования. Сейчас большая часть ученых соглашаются,
что МКС и пилотируемые программы непродуктивны для космической науки.
Почти
все научные программы для МКС закончились ничем: к примеру, ее орбита
оказалась очень низкой для выкармливания огромных безупречных кристаллов
– на ней все еще «чувствуется» земная гравитация.
За время
работы станции наиболее 20 научных организаций вышли из проектов,
проводимых на ней, чтоб перенаправить ресурсы на наиболее многообещающие
беспилотные миссии.
Еще в 1998 году каждый пуск человека на
орбиту стоил около $420 млн – таковым образом, програмку пилотируемого
космоса можно именовать самой дорогой пиар-компанией за всю историю
населения земли. Для иллюстрации накладности запусков шаттлов доктор
Фрэнсис Слэки, обозреватель Scientific American употреблял в то время
последующий пример: «Грузовой отсек шаттла способен поднять на орбиту 24
т груза и вернуть на Земли 14,5 т груза. Представьте, что NASA
заполнило грузовой отсек конфетти и запустило его в космос.
Даже
ежели за время полета шаттла конфетти без остатка перевоплотится в
золото, утраты данной миссии все равно составят $270 млн».
Сторонники
пилотируемой космонавтики убеждены, что она нужна для поддержания
энтузиазма к космосу и обеспечения стабильного финансирования
космических программ. Но, как уже говорилось выше, один таковой
«рекламный» пуск съедает финансирование 2-ух «целевых» научных запусков.
Ну и освещение NASA деятельности телескопа «Хаббл», работа которого
продлялась как раз благодаря широкой поддержке общества, указывает, что и
беспилотные миссии могут быть успешными в очах публики (хотя «Хаббл»
все-же имел «человеческий фактор» — космонавты его не один раз чинили и
модернизировали).
Иным «оправданием» пилотируемых полетов может
стать космический туризм — он, по последней мере, снимет с бюджетов
приметную часть материальной перегрузки.
Конкретно потому США с таковой надеждой глядят на развитие личной инициативы в выведении человека и грузов на орбиту Земли.
Эти
корабли не дадут принципиально новейших способностей, но их
декларируемая дешевизна в купе с коммерческим внедрением приметно
понизит стоимость «пиар-акций» пилотируемых полетов.
Так либо по
другому, уже в наиблежайшие 10 лет мы узнаем, согласно ли население
земли далее платить за пиар космоса — опосля закрытия проекта МКС
волей-неволей придется делать суровый выбор. Создатель: Александра
Борисова
|