К пессимистичным выводам пришли казахстанские предприниматели, взвесив плюсы и минусы единого таможенного пространства для отечественного малого и среднего бизнеса.
Создававшийся в пожарном режиме Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России принес для отечественного бизнеса больше минусов, чем плюсов. Его создание, по мнению Независимой ассоциации предпринимателей, не оправдало ожиданий МСБ. Более того, считают в НАП, он негативно сказывается на потребителях из-за роста цен и ограничений ассортимента продукции.
Положительные и отрицательные последствия формирования ТС предприниматели и представители СМИ обсуждали в ходе неформальной встречи во вторник. Организатором мероприятия «Влияние открытия границ Таможенного союза 1 июля 2011 года: плюсы и минусы интеграции» выступила ассоциация «Казахстанский союз таможенных декларантов» при поддержке регионального проекта USAID по либерализации торговли, пишет ИА Казах-Зерно.
Одно разочарование
Наиболее критически настроенным к ТС оказался вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов. По его словам, ни один бизнесмен опрошенный НАП, не высказался положительно об улучшении условий работы МСБ в рамках открытых таможенных границ.
- НАП активно проводит опрос предпринимателей по вопросу влияния образования Таможенного союза. Даже оптимистам ТС принес разочарование, - отметил г-н Назханов. - На наш вопрос: «Лучше или хуже стало работать?»- ни один предприниматель еще не ответил, что стало выгоднее или легче, наоборот, респонденты сходятся во мнении, что ситуация изменилась только в худшую сторону. Ожидания бизнесменов не оправдались. Зачастую уже налаженные и отработанные предпринимателями схемы поставок перестают работать в связи с недоработками госорганов по введению новых правил.
При этом конкурентоспособность казахстанских компаний остается «под большим вопросом во многих отраслях». Причина, считает он, заключается не столько в самих компаниях, сколько в уровне гос поддержки, экономической и торговой политике казахстанского правительства. Именно они не нацелены на развитие отечественного производства.
-Дело в том, что внешнеторговая политика Казахстана, в отличие от российской, была достаточно либеральна, в то время как в России она носит сильно выраженный протекционистский характер, то есть российская торговая политика практически всегда ориентировалась на поддержку отечественного производителя, – подчеркнул представитель НАП. - Возьмем, к примеру, производство сельхозпродукции. Государство помогало российским сельхозпроизводителям погашать до половины стоимости кредитов. Поэтому в России пищевая промышленность далеко впереди нашей.
В то же время он не стал отрицать, что и отечественным аграриям правительство оказывало поддержку, но только в интересах «избранных» хозяйств.
-Конечно, государство оказывало поддержку крупным сельхозпроизводителям. Но мы ведь знаем, кто стоит за этими хозяйствами, - намекнул г-н Назханов.
Однако есть и успешный опыт отечественных предпринимателей по выходу на российский рынок. В качестве примера приводились предприятия легкой промышленности и фабрика «Рахат». Правда, по признанию президента последней Анатолия Попелюшко, руководимое им предприятие работало в России еще до создания ТС, а сам выход на соседний рынок был обусловлен скорее логическим продолжением развития бизнеса компании, чем формированием союза.
Проблем меньше не стало
К наиболее актуальным проблемам для предпринимателей в рамках Таможенного союза вице-президент НАП отнес нетарифное регулирование, в том числе оценку и подтверждение соответствия продукции.
-Сегодня уровень гармонизации государственных стандартов между тремя странами составляет чуть больше 20%. А это сдерживает развитие предприятий, их модернизацию и внедрение современных технологий, - отметил он.
Кроме того, с началом функционирования Таможенного союза казахстанские таможенники оказались недостаточно подготовленными к изменениям. В результате бизнесмены попали в условия «почти полного» отсутствия информации о ставках тарифов и пошлин.
-Таможенные органы не могли толком объяснить предпринимателям, что их ждет и как нужно поступить в новых условиях, - обратил внимание вице-президент НАП.
Другой, не менее острой проблемой предприниматели назвали трудность возврата налога на добавленную стоимость. На этом сделала акцент президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Любовь Худова.
-У нас теперь возврат НДС осуществляется после того, как Казахстан получит информацию от российских налоговиков об уплате этого налога контрагентом нашего экспортера, что не всегда происходит, и нашим предприятиям приходится платить за них. Наши налоговые органы изымают с наших предприятий, вместо того чтобы предъявить претензии к уплате России, - пояснила она суть проблемы.
Еще одной проблемой, по ее словам, стало то, что по-прежнему не прояснен вопрос, как будет считаться экспорт из Казахстана в Россию или Беларусь, поскольку «нет достаточных и понятных разъяснений», в то время как российские предприниматели «не знают, что они должны предоставлять при импорте товаров из Казахстана».
Что делать челнокам?
Неприятным сюрпризом оказались новые таможенные правила и для челноков, импортирующих товары из Китая. В настоящее время, по словам таможенного представителя группы компаний Atasu Гаухар Болат, сложилась неблагоприятная обстановка на казахстанско-китайской границе: идет скопление большого количества грузов на приграничных складах Китая. И в основном это товары народного потребления.
-Челноки не могут получить требуемый пакет документов как с КНР, поскольку товары покупались на обычных рынках Китая по чекам без предоставления инвойсов, так и с нашей стороны, у них нет возможности получить без контракта и нужного пакета товаросопроводительных документов необходимые согласования по госрегистрации и сертификаты. Они сейчас практически остались без реальной возможности ввоза товаров в ТС или хотя бы их возврата в места покупки в КНР, - обрисовала ситуацию с челноками на границе г-жа Болат.
Выход из ситуации она видит в упрощении декларирования для товаров, закупленных до 1 июля этого года и находящихся на складах хранения в Казахстане и Китае.
Отдельно она обратила внимание на проблемы отечественной «железки». По ее информации, до сих пор ни одна международная станция не отвечает стандартным требованиям:
-Казахстан претендует на увеличение объемов транзитных перевозок по своим железнодорожным транспортным коридорам. При этом международные станции перехода, граничащие с КНР, Узбекистаном, Кыргызстаном, не отвечают элементарным требованиям и стандартам как по своей структуре, схеме работы, так и по инфраструктуре.
Не в интересах потребителя
Но и это не все. От Таможенного союза, считает г-н Назханов, «однозначно в минусе» окажется потребитель. Дело в том, что казахстанская таможенная политика до создания ТС была наиболее либеральной, если не считать Кыргызстана. Теперь же она, по его словам, подгоняется под правила российской стороны.
-Сегодня наши пошлины выравниваются с российскими. Только по некоторым позициям, связанным с оборудованием, пошлины остались прежние, но в случае, если оно закупается в рамках инвестиционного проекта. По фармацевтике, сахару и шоколаду мы также выторговали выгодные пошлины на 3-4 года. Но подав ляющая часть тарифов подогнана под российские, - подчеркнул вице-президент НАП.
Например, по оценкам центра экономического анализа «Ракурс», среднеарифметическая эффективная ставка в адвалорном, то есть в стоимостном, эквиваленте по всей продукции возросла в 1,86 раза, средневзвешенная эффективная ставка в том же эквиваленте- в 2,92 раза.
Следствием увеличения таможенных ставок, по словам бизнесменов, стало, во‑первых, удорожание стоимости для отдельных предпринимателей импорта комплектующих и сырья из стран, не входящих в Таможенный союз, во‑вторых, рост цен, и, в‑третьих, ограничение на внутреннем рынке ассортимента продукции. Другими словами, в проигрыше остались казахстанские потребители.
Что касается плюсов, то их можно пересчитать по пальцам. К ним, по мнению предпринимателей, следует отнес ти увеличение объема рынка, налаживание процедур по сокращению ввоза недекларируемой продукции и упрощение правил экспорта отечественных товаров в Россию и Беларусь.
…К слову, такое мнение предпринимателей идет вразрез с позицией премьера Карима Масимова и главы Нацбанка Григория Марченко, считающих, что ТС для Казахстана стал благом. Кому верить, чиновникам или предпринимателям, решать читателям.
Остановить Китай ТС не в силах
Одной из причин открытия таможенных границ, по мнению Тимура Наз ханова, было стремление России пресечь неконтролируемый приток на российский рынок китайских товаров.
Но ТС, считает вице-президент НАП, стал только на время преградой для экспансии китайской продукции в Казахстан и Россию. В течение ближайших 3-4 лет, прогнозирует он, в республике будет происходить бурный рост совместных казахстанско-китайских предприятий, и китайская продукция вновь хлынет на казахстанский и российский рынок.