Газета "Наш Мир" br> Наши дачи - кладезь винтажа, а чужие дачи - кладези ещё более
привлекательные, потому что свой винтаж мы знаем наизусть, тогда как
книжки и журналы, которые случайно завалялись на чердаках наших друзей и
приятелей, иной раз бывают приятно-неожиданны. Или удивительны. И вот
на этой неделе мне довелось «вспомнить всё», ибо у соседей обнаружился
целый склад «Огоньков», «Новых миров» и прочих толстых и нетолстых
журналов начала 1990-х. Я всё это читала, помню каждую картинку, каждый
оборот речи. Тогда, примерно с 1987-го и по 1993-й, было модно читать и
делиться впечатлениями. Тогда люди жадно читали всё, что выходило из
печати. И свято верили. Сначала в «людоедство» Сталина, потом - в
ненужность Ленина, потом... Потом всё это закончилось и наступила эпоха
тотального медиа-хавчика. Но суть не в этом. Меня заинтересовала
риторика и логика переходного периода, а они были удивительны.
Чаще других в этот период почему-то произносилось слово «духовность».
Большое число статей, подписанных известными именами, содержали тупо
клонированную фразу, взятую из культового фильма «Покаяние»: «К чему
дорога, если она не приводит к храму?» Все эти бывшие соцреалисты (как
оказалось - мнимые) и диссиденты (ставшие вдруг умилительно-сервильными)
кричали хором про дорогу к храму. Искать духовность предлагалось, где
угодно, за исключением совсем уж отвратных мест, вроде нацистского
Рейха.
В последнем, правда, потом отыщутся гламур, соблазнительный
гомоэротизм и прочие тугие прелести бытия, ставшие постскриптумом к
духовности-1993. А пока на дворе поиск души и её обиталища, то есть
Человека с большой буквы че. Горьковский Сатин сброшен с пьедестала -
его заменил арцыбашевский Санин. Соцреализм сначала решили пересмотреть и
дополнить, а потом и вовсе отменить. Вернее - заменить. А заменять
стало нечем - деятели культуры быстро скатились до положения ряженых
дурачков и клоунесс, по очереди ругающих Брежнева в эстрадных
передачках.
Итак духовность. Где искать? Например, в загранке - оттуда массово
хлынули миссионеры и сектанты всех мастей и жанров, вплоть до самых
немыслимых (это уже потом их гневно назовут «тоталитарными сектами» и
«деструктивными культами», но тогда...). А уж преподобный японский гуру
Сёко Асахара и вовсе получил доступ на радио. На ТВ царили маги и
чародеи - Чумак и Кашпировский. Их зрители жаждали Чуда (после 70 лет
бесчудесного бытия, всесильного диамата и Славы КПСС). Спешно
восстанавливались и православные храмы - об этом активно трубили газеты,
ещё вчера воспевавшие научно-эмпирический подход в постижении мира.
Потому что духовность, как выяснилась, у нас была, да только очень давно
- до того, как лысый в кепке залез на броневичок. Правда, сначала были
попытки отделить козлов от козлищ, то бишь Ленина сотоварищи - от
Сталина. Но Ильич, вдумчиво мечтающий под «Апассионату» как-то быстро
сошёл на нет, а обеление Бухарина с Зиновьевым (и даже Троцкого!) не
смогло стать очередной генеральной линией. Ломать так ломать, чего уж
там! Что самое страшное - советскому обществу отказывали в духовности
напрочь!
Писалось, что талантливых людей зарывали (иной раз - в прямом смысле
этого слова), а бездари с партбилетом имели доступ. Репрессированным
писателям приписывался однозначный талант, а в Шолохове стало модно
сомневаться. Раздавались крики о бессмысленности изучения Максима
Горького в школах. Зато стало много-много опальных! Вытаскивали на свет
Божий всё, что отвергли или недооценили чинуши с красными книжицами. Это
уже потом оказалось, что многие фильмы-с-полок были не анти-режимными,
а...бездарными или депрессивно-бессмысленными. Мейерхольда вспомнили...
Тоже, как выяснилось, был невыразимо-духовен со своим адским
конструктивизмом и отрицанием классики. Зато пострадалец. Потому
причислен к лику. Белая гвардия быстро превращалась в Армию Света, а
красная - в полчище орков. В киосках стали продаваться открыточки с
личиками царских доченек. Их клепали те же артельки, что и календарики с
эротичными изгибами потных тел. Потому что духовность, она прёт из
каждой щели, не выбирая путей. Ну и пропёрло.
Деятели культуры бросились доказывать всему миру, что они всю жизнь
были тайными прихожанами и не менее тайными аристократами. Помню одного
маститого актёра, который водил телевизионщиков к «своему» дому,
отнятому большевиками у великих предков, а пожилая прибалтийская
кино-дива вдруг заявила, что всю жизнь ненавидела советскую власть. Я
понимаю - творческие люди прогибисты, ибо жрать надо, а паять-ваять они
(как правило) не приучены с детства. Но люди-то им верили - они сначала
верили в их партбилет, потом в их нательные кресты, чтобы сейчас не
верить никому и ни во что. И финальным всплеском духовности стали
события октября 1993 года, когда актёры, писатели и журналисты хором
кричали о своей поддержке расстрела Белого Дома. Кричали не военные и не
особисты, не милиция с прокуратурой, а вот эти хрупкенькие и
тонко-организованные создания, вечно болтающие о душе. А потом
болтология закончилась - вкусы стали диктовать гыгыкающие брателлы со
своими някающими пышногрудками. Они чётко заявили, что лучшая рыба - это
колбаса, а лучшая книга - это с цветными картинками. Бабло победило
зло, а разговоры о духовности - это пустое колыхание атмосферы, которую
уже совсем трудно называть словом «воздух».
|