Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Газета "Наш Мир" br> Лет сто назад или чуть больше у разных педагогов в разных странах
совершенно независимо друг от друга возникла идея о том, что самое
главное отличие в психике умственно отсталых детей – это недостаток
воли. Расстройство воли, казалось им, важнее всех остальных психических и
физиологических расстройств вместе взятых.
Экспериментально
подтверждается, что дело обстоит именно так. Воля, которая является
рычагом всех действий и всех способностей индивида, у слабоумных
действительно отсутствует. При этом с интеллектуальными функциями у них
часто нет особых проблем – т.е., такой человек мог бы и знать, и уметь,
если бы захотел. Другой вопрос, что он не хочет. В силу разных причин, в
том числе врожденных и органических, но факт остается фактом.
Интересно,
что эта точка зрения, давно высказанная и не опровергнутая, мало
повлияла на современные представления о том, что делать с детьми,
имеющими дефекты в развитии. И вообще с детьми. Развитием воли довольно
живо интересовалась советская педагогика, ещё более энергично
экспериментировали в этом направлении нацисты и фашисты, но в
современной гуманистической школе воля уж точно не рассматривается как
высший принцип бытия. Сегодняшняя педагогика отдает приоритет талантам,
способностям, индивидуальным наклонностям… Наличие у человека воли на
100% признаёт лишь уголовный кодекс – предполагается, что для совершения
преступления человек всё-таки способен сознательно управлять своей
психикой и поступками. Иначе не за что его судить.
У проблемы
есть ещё один аспект. Если умственную отсталость в какой-то форме можно
преодолеть посредством развития воли и волевых качеств, то возможен ли
обратный процесс? Т.е., может ли здоровый человек, помещенный в
социальную ситуацию, не требующую никаких волевых усилий, превратиться в
дебила? Вопрос не праздный. У нас в стране сейчас наступила как
раз такая социальная ситуация. Если средняя школа пока ещё пытается
ставить планку, для преодоления которой нужны волевые качества, то
институт уже нет. А профессиональная деятельность – и подавно.
О
тунеядстве офисного планктона написано и переписано столько, что
добавить уже нечего, но высмеивание проблемы никак её не решает.
Невозможно чему-то научиться, если работа не требует от тебя никаких
полезных навыков, кроме умения перебирать бумажки, отправлять факсы и
заполнять таблицы в Экселе. В этой среде, впрочем, тоже иногда
попадаются волевые личности. Речь идет о так называемых эффективных
менеджерах, которые умеют организовать рабочий процесс так, чтобы все
пахали, согнувшись.
Как из этих двух типажей, которых совершенно
логично и неизбежно формирует нынешняя экономическая модель, в ходе
исторического процесса может быть создано какое-то иное общество, кроме
рабовладельческого? Собственно, важнейшим идеологическим обоснованием
рабства всегда была идея, что у подчинённого класса с разумом и
свободной волей как-то не того. Не очень хорошо. В отличие от класса
рабовладельцев.