Газета "Наш Мир" br>
Цены на бензин, несмотря на принятые весной экстренные меры
правительством, продолжают расти. Нефтяники пока не готовы выполнить
новый технический регламент и перейти к выпуску более экологичных
бензинов класса Евро-3 и выше.
Ситуация могла бы в ближайшее время измениться, если бы на рынок
обратно пришел бензин класса Евро-2, полагают эксперты. И такие решения
уже подготовлены минэнерго.
Нужны и другие системные меры. В том числе и инвестиции в
нефтеперерабатывающую отрасль страны, рассказал "РГ" президент
Российского топливного союза, президент Московской топливной ассоциации
Евгений Аркуша на пресс-конференции по проблемам топливного кризиса в
России. "Потребуется не менее 10 миллиардов долларов для развития
российского рынка нефтепереработки", - уверен он.
Но это в перспективе. Однако сейчас нужно сконцентрироваться на трех
факторах, которые не дают полноценно развиваться отрасли. И
пересмотреть некоторые принятые ранее решения.
"Во-первых, достаточно резко была повышена налоговая нагрузка на
нефтепродукты. Это увеличение акцизов на бензин и дизельное топливо.
Сказалось и увеличение налогов на фонд оплаты труда за счет изменения
страховых взносов в целом по стране, но это коснулось и нашей отрасли", -
пояснил Аркуша.
Во-вторых, считает эксперт, введение с 1 января повышенных требований в технический регламент оказало влияние на рынок.
"Наверное, регуляторы понимали, что переход на производство бензинов
класса не ниже Евро-3 будет возможен не для всех компаний. Однако
масштабы негативных последствий этой меры были поняты только к концу
апреля", - уточнил аналитик.
Есть и еще один, менее существенный момент, полагает специалист.
Однако и он добавил "масла в огонь". "В свое время настояли на том,
чтобы вертикально интегрированные компании снизили цены на топливо на
розничном рынке, и это было выполнено. Но снижение было
непропорционально оптовым ценам. Прибавившийся к этому мировой рост цен
на нефть повлек за собой общие проблемы с ценообразованием на топливо",
- считает Аркуша. По его словам, это заставило компании направить свои
продажи на экспорт. Что привело к дефициту на внутреннем рынке.
Эти три фактора, уверены эксперты, привели к тому, что с февраля
стали резко уменьшаться запасы топлива на заводах и нефтебазах. "Если
раньше запасы всегда достигали 60, а то и 90 дней ежедневной
реализации, то к концу марта - началу апреля они достигли всего
нескольких дней", - уточнил Аркуша. При этом подчеркнув, что только к
концу апреля были поняты эти причины. И как экстренная мера для
выравнивания ситуации было принято решение по повышению экспортных
пошлин. Что позволило перенаправить объемы топлива на внутренний рынок.
Это сыграло положительную роль. Но тем не менее ситуация с дефицитом
остается острой. Причем с июля он вырос, хотя производство не
сокращается. "Видимо, причиной послужила надежда на то, что в августе
месяце увеличатся экспортные пошлины. И компании, скорее всего, стали
придерживать топливо, чтобы потом продать его либо на экспорт, либо по
более высоким ценам на внутренний рынок", - уверен Аркуша. Особенно
остро кризис чувствуют независимые поставщики топлива. За последние
четыре месяца они работают если не в убыток, то с минимальными
прибылями. "Это сказывается из-за разности цен", - уверен эксперт. При
этом идет переток клиентов на АЗС нефтяных компаний. Эксперт напомнил,
что даже известны случаи, когда независимым трейдерам было выгоднее
покупать топливо за границей.
В этой связи остро встает вопрос скорейшего развития более
справедливой биржевой торговли для всех игроков сегмента. А пока цены
на бирже на порядок выше, чем на спотовом рынке. "Биржевая торговля в
условиях кратного несоответствия спроса и предложения, аффилированности
сделок показала свою полную несостоятельность", - рассказал Аркуша.
Более того, тенденции в изменениях объемов и цен предлагаемого топлива
свидетельствует о дальнейшем увеличении разрыва между спросом и
предложением, беспокоится президент Российского топливного союза.
В таких условиях розничный бизнес становится убыточным для
независимых владельцев АЗС, уверены эксперты. Но розничный рынок - это
единственная возможность повысить конкуренцию в секторе, напомнил
Аркуша. В стране около 25 тысяч заправочных станций, из них 16 тысяч
принадлежат независимым поставщикам, и через них продается около 60
процентов топлива. И разорение такого количества АЗС малого и среднего
бизнеса и монополизация рынка создаст негативный эффект.
|