Газета "Наш Мир" br>
Научный мир планеты потихоньку начинает разуметь то, что академик
Н.В. Левашов написал ещё в начале 90-х о Человеке, его Душе, о
назначении физического тела, о многократном воплощении, о Разуме,
природе памяти и многом другом...
Николай Викторович Левашов в начале 90-х годов 20 века подробно и
точно описал в своих замечательных книгах, что такое Жизнь (живая
материя), как и где она появляется; какие условия должны быть на
планетах для зарождения жизни; что такое память; как и где она
функционирует; что такое Разум; каковы необходимые и достаточных условия
для появления Разума у живой материи; что такое эмоции и какова их роль
в эволюционном развитии Человека, и многое другое. Он доказал
неизбежность и закономерность появления Жизни на любой планете, на
которой одновременно наступают соответствующие условия. Он впервые точно
и чётко показал, что такое Человек в действительности, как и для чего
он воплощается в физическое тело, и что с ним происходит после
неизбежной смерти этого тела. Н.В. Левашов уже давно дал исчерпывающие
ответы на вопросы, поставленные автором в этой статье. Тем не менее,
здесь собраны вполне достаточные аргументы, свидетельствующие о том, что
современная наука практически ничего не знает ни о Человеке, ни о
реальном строении Мира, в котором мы все живём...
Жизнь после смерти есть!
Взгляд современной науки: существует ли душа, и бессмертно ли Сознание?
Автор - М.И. Хосьминский
Всякий человек, который столкнулся со смертью близкого, задаётся
вопросом: существует ли жизнь после смерти? В наше время этот вопрос
приобретает особую актуальность. Если несколько столетий назад ответ на
этот вопрос был всем очевиден, то сейчас, после периода атеизма, решение
его более трудно. Мы не можем просто верить сотням поколений наших
предков, которые на личном опыте, столетие за столетием, убеждались в
наличии у человека бессмертной души. Мы хотим иметь факты. Причём, факты
научные. Нас со школьной скамьи пытались убедить, что нет Бога, нет
бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы
верили... Заметим, что именно верили в то, что нет бессмертной души,
верили в то, что это якобы доказала наука, верили в то, что Бога нет.
Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит
беспристрастная наука о душе. Мы просто доверяли неким авторитетам,
особо не вдаваясь в подробности их мировоззрения, объективности и
интерпретаций ими научных фактов.
И вот теперь, когда случилась трагедия, внутри нас происходит
конфликт. Мы чувствуем, что душа у умершего вечна, что она жива, но с
другой стороны, старые и внушённые нам стереотипы о том, что никакой
души нет, тянут нас в пропасть отчаяния. Эта борьба внутри нас очень
тяжела и сильно изматывает. Мы хотим правды!
Так давайте посмотрим на вопрос существования души через настоящую,
не идеологизированную, объективную науку. Услышим мнение настоящих
учёных по этому вопросу, лично оценим логические выкладки. Не наша ВЕРА в
существование или не существование души, а только ЗНАНИЕ может погасить
этот внутренний конфликт, сохранить наши силы, придать уверенности,
посмотреть на трагедию с другой, реальной точки зрения.
Речь в статье пойдёт про Сознание. Вопрос Сознания мы и разберём с
точки зрения науки: где же в нашем теле находится Сознание и может ли
оно прекратить свою жизнь?
Что такое Сознание?
Сначала о том, что вообще такое Сознание. Над этим вопросом люди
думали всю историю человечества, но до сих пор не могут придти к
окончательному решению. Нам известны лишь некоторые свойства,
возможности сознания. Сознание - это осознавание себя, своей личности,
это великий анализатор всех наших чувств, эмоций, желаний, планов.
Сознание - то, что нас выделяет, то, что заставляет нас ощущать себя не
предметами, а личностями. Другими словами, Сознание чудесным образом
обнаруживает наше принципиальное существование. Сознание - это осознание
нами своего «Я», но в то же время Сознание есть великая тайна. У
сознания нет измерений, формы, нет цвета и запаха, вкуса, его нельзя
потрогать, повертеть в руках. Несмотря на то, что мы очень мало знаем о
сознании, мы совершенно достоверно знаем, что мы его имеем.
Одним из главных вопросов человечества является вопрос о природе
этого самого Сознания (души, «Я», эго). Диаметрально противоположные
взгляды по этому вопросу имеют материализм и идеализм. С точки зрения
материализма человеческое Сознание есть субстрат головного мозга,
продукт материи, порождение биохимических процессов, особого слияния
нервных клеток. С точки зрения идеализма Сознание это - эго, «Я», дух,
душа - нематериальная, невидимая одухотворяющая тело вечно существующая,
не умирающая энергия. В актах сознания всегда участвует субъект,
который собственно всё и осознаёт.
Если интересоваться чисто религиозными представлениями о душе, то
никаких доказательств существования души религия не даст. Учение о душе
является догматом и не подлежит научному доказательству. Нет абсолютно
никаких объяснений, а тем более доказательств и у материалистов,
считающих, что они беспристрастные учёные (хотя это далеко не так).
А как же большинство людей, которые равно далеки от религии, от
философии, да и от науки тоже, представляет себе это Сознание, душу,
«Я»? Давайте зададимся вопросом, что такое «Я»?
Пол, имя, профессия и другие ролевые функции
Первое, что большинству приходит в голову: «Я - человек», «Я -
женщина (мужчина)», «Я - бизнесмен (токарь, пекарь)», «Я - Таня (Катя,
Алексей)», «Я - жена (муж, дочь)» и т.п. Это, конечно, забавные ответы.
Своё индивидуальное, неповторимое «Я» нельзя определить общими
понятиями. На свете огромное количество людей с такими же особенностями,
но они же не ваше «Я». Половина из них женщин (мужчин), но они тоже не
«Я», люди с такими же профессиями вроде имеют своё, а не Ваше «Я», то же
самое можно сказать и про жён (мужей), людей разных профессий,
социального положения, национальностей, вероисповедания и т.д. Никакая
принадлежность к какой либо группе не объяснит Вам, что представляет
Ваше индивидуальное «Я», потому что Сознание всегда лично. Я - не
качества (качества только принадлежат нашему «Я»), ведь качества одного и
того же человека могут изменяться, но его «Я» при этом останется
неизменным.
Психические и физиологические особенности
Некоторые говорят о том, что их «Я» - это их рефлексы, их поведение,
их индивидуальные представления и пристрастия, их психологические
особенности и.т.п. На самом деле это не может быть ядром личности,
которое называют «Я». Почему? Потому что на протяжении жизни меняется и
поведение, и представления, и пристрастия, и уж, тем более,
психологические особенности. Нельзя же сказать, что если раньше эти
особенности были другими, то это было не моё «Я».
Понимая это, некоторые приводят следующий аргумент: «Я - это моё
индивидуальное тело». Это уже интереснее. Разберём и это предположение.
Всем ещё из школьного курса анатомии известно, что клетки нашего
организма постепенно в течение жизни обновляются. Старые умирают
(апоптоз), а новые рождаются. Некоторые клетки (эпителий
желудочно-кишечного тракта) полностью обновляются почти каждые сутки, но
есть клетки, которые проходят свой жизненный цикл значительно дольше. В
среднем же каждые 5 лет обновляются все клетки организма. Если считать
«Я» простой совокупностью клеток человека, то получится абсурд.
Получится, что если человек живёт, например, 70 лет, за это время
минимум 10 раз у человека поменяются все клетки в его теле (т.е. 10
поколений). Может ли это значить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не
один человек, а 10 разных людей? Не правда ли, это довольно глупо?
Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не
постоянно, а «Я» постоянно. Это означает, что «Я» не может являться ни
качествами клеток, ни их совокупностью.
Но тут особо эрудированные приводят контраргумент: «Хорошо, с костями
и мышцами понятно, это действительно не может быть «Я», но ведь
существуют нервные клетки! А они же на всю жизнь одни. Может быть «Я» -
это сумма нервных клеток?»
Поразмышляем над этим вопросом вместе...
Состоит ли сознание из нервных клеток? Материализм привык
раскладывать на механические составляющие весь многоаспектный мир,
«гармонию проверять алгеброй» (А.С. Пушкин). Самым наивным заблуждением
воинствующего материализма в отношении личности является представление,
что личность есть совокупность биологических качеств. Однако совмещение
безличных предметов, будь они хоть атомами, хоть нейронами, не может
породить личность и её ядро - «Я».
Как может быть этим сложнейшим «Я», чувствующим, способным на
переживания, любовь, просто сумма специфических клеток организма, вместе
с протекающими биохимическим и биоэлектрическими процессами? Каким
образом эти процессы могут формировать «Я»? При условии, если бы нервные
клетки составляли бы наше «Я», то мы бы ежедневно теряли часть своего
«Я». С каждой умершей клеткой, с каждым нейроном, «Я» становилось бы
меньше и меньше. С восстановлением клеток, оно бы возрастало в размерах.
Научные исследования, проведённые в разных странах мира, доказывают,
что нервные клетки, как и все остальные клетки человеческого организма,
способны к регенерации (восстановлению). Вот что пишет серьёзнейший
биологический международный журнал Nature: «Сотрудники калифорнийского
Института биологических исследований им. Солка обнаружили, что в мозгу
взрослых млекопитающих рождаются полностью работоспособные молодые
клетки, которые функционируют наравне с уже существующими нейронами.
Профессор Фредерик Гэйдж и его коллеги также пришли к выводу, что ткани
мозга быстрее всего обновляются у физически активных животных...»
Это подтверждает публикация в ещё одном авторитетнейшем, реферируемом
биологическом журнале Science: «В течение двух последних лет
исследователи установили, что нервные и мозговые клетки обновляются, как
и остальные в человеческом организме. Организм способен сам
восстанавливать нарушения, относящиеся к нервному тракту», - говорит
учёная Хелен М. Блон».
Таким образом, даже при полной смене всех (включая нервные) клеток
организма, «Я» человека остаётся прежним, следовательно, оно не
принадлежит постоянно меняющемуся материальному телу.
Почему-то в наше время необходимо настолько сложно доказывать то, что
было очевидно и понятно ещё древним. Ещё живший в III веке римский
философ-неоплатоник Плотин писал: «Нелепо предполагать, что, раз ни одно
из частей жизнью не обладает, то жизнь можно создать их
совокупностью... к тому же совершенно невозможно, чтобы жизнь
производило нагромождение частей, и чтобы ум порождало то, что ума
лишено. Если кто-нибудь возразит, что это не так, а на самом деле душу
образуют сошедшиеся вместе атомы, то есть неделимые на части тельца, то
он будет опровергнут тем, что атомы сами по себе только лежат один подле
другого, не образуя живого целого, ибо не может получиться единства и
совместного чувствования из нечувствительных и не способных к
объединению тел; а душа-то - чувствует сама себя» (1).
«Я» - это неизменное ядро личности, которое включает в себя многие переменные, но само не является переменным.
Скептик может выдвинуть последний отчаянный аргумент: «А может быть
«Я» - это мозг?». Является ли Сознание продуктом деятельности мозга? Что
говорит наука?
Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие
слышали ещё в школе. Необычайно широко распространено представление,
что мозг и есть по сути человек с его «Я». Большинство думает, что
именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает
её и решает, как действовать в каждом конкретном случае, думают, что
именно мозг делает нас живыми, даёт нам личностность. А тело - не более
чем скафандр, обеспечивающий деятельность центральной нервной системы.
Но эта сказка не имеет отношения к науке. Мозг в настоящее время
глубоко изучен. Давно и хорошо изучены химический состав, отделы мозга,
связи этих отделов с функциями человека. Изучены мозговая организация
восприятия, внимания, памяти, речи. Изучены функциональные блоки мозга.
Огромное количество клиник и научных центров изучают человеческий мозг
больше сотни лет, для чего разработана дорогостоящая эффективная
аппаратура. Но, открыв любой учебники, монографии, научные журналы по
нейрофизиологии или нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о
связи мозга с Сознанием.
Для людей, далёких от этой области знания, это кажется удивительным.
На самом деле ничего удивительного в этом нет. Просто никто и никогда не
обнаружил связи мозга и самого центра нашей личности, нашего «Я».
Конечно, учёные-материалисты этого всегда хотели. Проводились тысячи
исследований и миллионы опытов, на это были затрачены многие миллиарды
долларов. Усилия учёных не прошли даром. Благодаря этим исследованиям
были открыты и изучены сами отделы мозга, установлена их связь с
физиологическими процессами, очень многое удалось сделать для понимания
нейрофизиологических процессов и феноменов, но самого главного сделать
не удалось. Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим
«Я». Не удалось даже, несмотря на крайне активную работу в этом
направлении, сделать серьёзного предположения, о том, как мозг может
быть связан с нашим Сознанием?..
Жизнь после смерти есть!
К таким же выводам пришли английские исследователи Питер Фенвик из
Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники
Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после
остановок сердца, и установили, что некоторые из них точно пересказывали
содержание разговоров, которые вёл медицинский персонал, пока те
пребывали в состоянии клинической смерти. Другие давали точное описание
произошедших в этот временной отрезок событий.
Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой другой орган человеческого
тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать
как устройство, обнаруживающее мысли, т.е. как антенна, с помощью
которой становится возможен приём сигнала извне. Ученые предположили,
что во время клинической смерти, действующее независимо от головного
мозга Сознание использует его, как экран. Как телеприёмник, который
вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук
и изображение.
Если мы выключаем радио, то это не значит, что радиостанция
прекращает своё вещание. То есть после смерти физического тела Сознание
продолжает жить.
Факт продолжения жизни Сознания после смерти тела подтверждает и
академик РАМН, директор НИИ Мозга человека, профессор Н.П. Бехтерева в
своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни». Кроме обсуждения сугубо
научной проблематики, в данной книге автор приводит также и свой личный
опыт столкновения с посмертными феноменами.
Наталья Бехтерева, рассказывая о встрече с болгарской ясновидящей
Вангой Димитровой, вполне определённо высказывается по этому поводу в
одном из своих интервью: «Пример Ванги абсолютным образом убедил меня в
том, что существует явление контакта с умершими» (8). И ещё цитата из её
книги: «Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Учёный не
имеет права отвергать факты (если он учёный!) только потому, что они не
вписываются в догму, мировоззрение» (9).
Первое последовательное описание посмертной жизни, основанное на
научных наблюдениях, было дано шведским учёным и естествоиспытателем
Эммануэлем Сведенборгом. Затем эту проблему серьёзно изучали
известнейшая врач-психиатр Элизабет Кюблер Росс, не менее известный
психиатр Раймонд Моуди, добросовестные учёные академики Оливер Лодж
(10), Уильям Крукс (11), Альфред Уоллес, Александр Бутлеров, профессор
Фридрих Майерс (12), американский врач-педиатр Мелвин Морз.
Среди серьёзных и систематических исследователей вопроса умирания
следует указать профессора медицины при университете Эмори и штатного
врача в госпитале для ветеранов в городе Атланта д-ра Майкла Сабома,
очень ценно также систематическое исследование психиатра Кэннета Ринга,
занимался изучением этой проблемы доктор медицины, врач-реаниматолог
Мориц Роолингз, наш современник, танатопсихолог А.А. Налчаджян. Много
работал над пониманием этой проблемы, с точки зрения, физики известный
советский учёный, крупнейший специалист в области термодинамических
процессов, академик Академии Наук Республики Беларусь Альберт Вейник.
Значительный вклад в изучение околосмертного опыта внёс знаменитый во
всём мире американский психолог чешского происхождения, основатель
трансперсональной школы психологии д-р Станислав Гроф.
Многообразие накопленных наукой фактов неоспоримо доказывает, что
после физической смерти каждый из ныне живущих наследует иную
реальность, сохраняя своё Сознание.
Несмотря на ограниченность нашей возможности в познании этой
реальности при помощи материальных средств, на сегодняшний день
существует ряд её характеристик, полученных при помощи экспериментов и
наблюдений учёных, исследующих эту проблему.
Эти характеристики были перечислены А.В. Михеевым, научным
сотрудником Санкт-Петербургского государственного электротехнического
университета в его докладе на международном симпозиуме «Жизнь после
смерти: от веры к знанию» который проходил 8-9 апреля 2005 года в
Санкт-Петербурге:
1. Существует так называемое «тонкое тело», являющееся носителем
самосознания, памяти, эмоций и «внутренней жизни» человека. Это тело
существует... после физической смерти, являясь на время существования
физического тела его «параллельной компонентой», обеспечивающей
вышеуказанные процессы. Физическое тело - лишь посредник для их
проявления на физическом (земном) уровне.
2. Жизнь индивидуума не заканчивается текущей земной смертью. Выживание после смерти - естественный закон для человека.
3. Следующая реальность разделена на большое количество уровней, различающихся по частотным характеристикам их составляющих.
4. Местоназначение человека при посмертном переходе определяется его
настройкой на определённый уровень, являющейся суммарным результатом его
мыслей, чувств и поступков при жизни на Земле. Подобно тому, как спектр
электромагнитного излучения, испускаемого химическим веществом, зависит
от его состава, точно так же посмертное местоназначение человека
определяется «составной характеристикой» его внутренней жизни.
5. Понятия «Рай и Ад» отражают две полярности, возможные посмертных состояний.
6. Кроме подобных полярных состояний, имеет место ряд промежуточных.
Выбор адекватного состояния автоматически определяется
мыслительно-эмоциональным «паттерном», сформированным человеком при
земной жизни. Именно поэтому негативные эмоции, насилие, стремление к
разрушению и фанатизм, чем бы они ни оправдывались внешне, в этом
отношении крайне губительны для дальнейшей судьбы человека. Это является
твёрдым обоснованием для персональной ответственности и следования
этическим принципам...
|