Газета "Наш Мир" br> Если государства будут интенсивно инвестировать в образование,
численность населения Земли к 2050 году составит 8,8 млрд (по сравнению с
9,9 млрд в инерционном сценарии).
Сценарии
изменения численности населения планеты до 2050 года. Третий слева —
инерционный, четвёртый — оптимистичный. (Схема IIASA.) |
Вольфганг Лутц и Самир К. С., представляющие Международный институт прикладного системного анализа (IIASA), Венский институт демографии и Венскую школу экономики и бизнеса, опубликовали в журнале Science исследование, в котором называют
образование главным фактором, который необходимо учитывать при
долгосрочных прогнозах численности населения.
Вольфганг Лутц и Самир К. С. утверждают, что долгосрочные
прогнозы, не учитывающие образование как независимый и критически важный
фактор, несостоятельны.
По расчётам исследователей, женское образование — самый важный
демографический фактор вообще. У образованных дам обычно меньше детей,
выше продолжительность жизни и выживаемость новорожденных (для
последнего образованность матери важнее её доходов). Образование и
женщин, и мужчин влияет на экономический рост и демократизацию общества;
с образования начинаются каскадные социальные изменения.
Учёные разработали модель прогноза численности населения планеты
и отдельных стран, в которой образование является одним из определяющих
факторов — наряду с привязанной к образованности рождаемостью, а также
смертностью и миграцией. В четырёх просчитанных сценариях роста
народонаселения к 2050 году влияние всех факторов, кроме образования,
было одинаковым. Инерционный сценарий, при котором все страны оставляют
расходы на образование на нынешнем уровне, дал численность населения в
9,9 млрд; оптимистичный, когда все принимаются инвестировать в
образование, как Сингапур и Южная Корея, «ограничился» 8,8 млрд.
Расчёты по отдельным странам производят ещё большее впечатление.
Например: если Кения (с численностью населения 31 млн в 2000 году)
будет вкладывать в образование по максимуму, численность кенийцев в
2050-м составит 85 млн; при пренебрежении образованием население
превысит 114 млн.
Исследователи подчёркивают, что это базовая модель: разрыв между
сценариями развития при учёте всех последствий инвестиций в образование
(рост «человеческого капитала» и улучшение качества жизни) будет
разительным.
|