Газета "Наш Мир" br>
В интервью Le Monde Далай-лама объяснил, почему отказался от
титула политического лидера тибетцев. Оказавшись в изгнании в 1959 году,
он начал демократизацию институтов, в 2001 году должность
премьер-министра стала выборной, и он частично дистанцировался от
политики, а в начале этого года, во время кампании по выборам нового
премьер-министра, он принял решение полностью уйти из политики. Он
подчеркнул, что это не просто его личный уход из политики, а решение
положить конец многовековой традиции, автоматически наделявшей далай-лам
политической властью. "Я всегда считал, что необходимо разделять
функции политического и религиозного лидера. Было бы лицемерием с моей
стороны не применить это убеждение ко мне самому. Это архаично, когда
страной управляет король или религиозный лидер. Наилучший способ
правления - посредством выборов. С детства я восхищался демократическими
институтами", - отметил Далай-лама.
"Чтобы сделать институт далай-лам менее спорным, необходимо отделить
его от политической власти, - подчеркнул он. - Я принял это решение
добровольно и с радостью, а не от уныния или отчаяния. Думаю, что
далай-лама, лишившись политической власти, сможет быть более полезным в
религиозном плане". Он отметил, что отказался от поста номинального
главы государства, так как не хотел быть символической фигурой и
казаться марионеткой в руках премьер-министра. "Мы должны в полной мере
стать демократией республиканского типа, - подчеркнул духовный лидер
тибетцев. - Я убежден, что в долгосрочной перспективе мое решение
наилучшим образом отвечает интересам тибетского народа и института
далай-ламы".
Отвечая на вопрос о реинкарнации и выборе преемника, Далай-лама
рассказал, что часто поднимал этот вопрос на собраниях, но большинство
предпочитает традиционный метод избрания посредством реинкарнации, тогда
как он полагает, что "избрание конклавом, аналогичным избирающему Папу
Римского, могло бы стать стабильной формулой", пишет газета. Он напомнил
также о существующей в Тибете практике, когда лама воспитывает
мальчика, который может стать его реинкарнацией, до 15-20 лет, и потом
предлагает его кандидатуру. По его мнению, это более интересный вариант,
чем избрание совсем маленького мальчика. Далай-лама также допускает,
что его перевоплощением может стать женщина: "Если ситуация такова, что
только женщина может быть наиболее полезна для буддистской духовности,
то почему бы и нет? Я часто говорю о необходимости сострадания. А в этом
вопросе женщины в биологическом плане более восприимчивы к страданию
других. Некоторые думают, что я шучу, но я говорю об этом серьезно", -
сказал он.
Он признался, что не понимает интереса китайских властей к его
реинкарнации: "Сегодняшние китайские коммунисты считают религию "ядом", а
меня - "демоном". Их интерес к моей реинкарнации - абсурд, чудовищное
противоречие", - приводит его слова издание.
Далай-лама оценивает ситуацию в Тибете как "очень плохую". "Китайская
компартия осуществляет очень жесткий контроль. В недавнем официальном
отчете говорится, что расходы на внутреннюю безопасность в Китае
превышают расходы на оборону. Это означает, что внутренняя угроза
считается более опасной, чем внешняя. Сегодня в Тибете повсюду царят
подозрительность и недоверие", - сказал он, назвав такую ситуацию
"саморазрушением".
Что касается перспектив демократизации Китая, Далай-лама признался,
что предпочел бы постепенные перемены, так как "никто не заинтересован в
том, чтобы центральная власть рухнула и в стране воцарился хаос". "Но
что больше всего нужно сейчас Китаю, так это свобода информации.
Миллиард триста миллионов китайцев имеют право сами решать, что для них
хорошо, а что плохо", - подчеркнул он.
|