Газета "Наш Мир" br> Несколько недель политической борьбы в Вашингтоне наконец-то
привели к сделке, которая должна сократить бюджетный дефицит США на 2,4
трлн долларов в течение 10 лет.
Цифра выглядит огромной,
но что она означает на деле? Естественно, ответ на этот вопрос не
однозначен и открыт для многочисленных толкований. И это, конечно, не
без умысла.
Нельзя забывать, что это сделка, которая должна быть
приемлемой как для демократов, так и для республиканцев в контексте
нынешних исключительно поляризованных политических и экономических
дебатов.
Сокращения будут проводиться в два захода. Первый
наступит, когда закон вступит в силу и заработают механизмы, в
результате которых государственные расходы будут урезаны на примерно 900
млрд долларов.
Второй произойдет, когда комиссия конгресса,
включающая и демократов, и республиканцев, договорится до конца ноября о
дальнейших сокращениях на 1,5 трлн долларов. Эти урезания должны будут
получить одобрение в конгрессе до конца декабря нынешнего года.
Чтобы не "убить экономику"
Если
этого не произойдет, то заработает механизм, призванный автоматически
сократить расходы на 1,2 трлн, но надо сказать, что в план заранее
включены мощные стимулы, призванные убедить законодателей прийти к
соглашению. Под "автоматическим механизмом" подразумевается, что
половина санкционированных сокращений придутся на оборонный бюджет – а
этого не хочет большинство республиканцев.
Вторая же половина придется на сокращения по пособиям малоимущим, больным и престарелым – а это дорого сердцу каждого демократа. Этот
механизм дает обеим сторонам достаточные основания для того, чтобы
прийти к компромиссу, который будет менее драконовским по отношению к
небезразличным им сферам, но в то же самое время обеспечит реальные
сокращения госрасходов.
Впрочем, бюджетные планы правительства до конца этого года останутся неизменными, как бы ни повернулось дело.
В
будущем году сокращения также будут незначительны – всего на 22 млрд,
что составляет менее 1% от общей цифры, запланированной на 10 лет, а
вот после 2012 года экономия примет серьезный оборот.
Такой
неспешный зачин предпринимается не для того, чтобы хоть сколько-нибудь
отсрочить невзгоды. Дело в том, что поскольку американская экономика
находится сейчас в столь уязвимом положении, есть серьезные доводы в
пользу того, чтобы не слишком стремительно обрывать поступления из
госказны, от которых зависят рабочие места и доходы предприятий.
Многие
финансовые эксперты - включая и тех, кто ратует за сокращение
госсектора, - поддерживают эту отсрочку на переходу на режим строгой
экономии, поскольку это сокращает риск того, что слишком резкие
бюджетные сокращения просто-напросто, пользуясь популярной фразой,
"убьют экономику".
Поворотный момент Правительство, возможно, и умеряет бюджетные амбиции, но это не означает, что оно на самом деле будет меньше тратить.
Дело
в том, что эти сокращения рассчитаны, исходя из базового сценария
будущих расходов на ближайшие годы, как он представлялся в марте
нынешнего года. На самом деле это означает, что правительство
притормозит увеличение расходов, которое бы произошло, если бы не был
выработан пакет мер жесткой экономии.
Как только нынешняя
программа заработает, каждый отдельный год вплоть до 2021 правительство
на самом деле потратит примерно на 100 млрд меньше, чем это
прогнозировалось в марте этого года. Это, возможно, не кажется такими уж
огромными деньгами в контексте нынешних расходов федеральных властей,
составляющих порядка 3,5 трлн долларов в год.
Именно поэтому
многие республиканцы по-прежнему недовольны достигнутым компромиссом,
хотя в целом он воспринимается как первый шаг, психологически важный
поворотный момент, когда, после долгих лет увеличения госдолга,
американское правительство наконец-то начало приводить свой бюджет в
порядок.
Важным, однако, является то, на что же конкретно
придется сокращение бюджетных ассигнований? Мы пока этого не знаем,
поскольку подробности либо еще не объявлены, либо даже еще не
согласованы. Знаем только, что сократится поддержка, выделяемая
поступающим в колледж абитуриентам: они впредь будут получать гораздо
меньшую финансовую помощь от федерального правительства.
Ясно
также, что расходы на оборону сократятся – на примерно 350 млрд уже в
первую волну сокращений. Расходы на соцобеспечение и правительственная
поддержка медицинского обслуживания наверняка не пострадают.
Урезание
правительственной помощи уязвимым слоям населения, вероятнее всего,
примет более мягкую форму, что с политической точки зрения будет легче
обосновать.
Разумеется, ничто не может удержать будущую
администрацию, вне зависимости от ее партийной принадлежности, от более
решительных мер по сокращению расходов.
Что же касается
финансовых рынков, то для них не так уж важно, что конкретно включено в
нынешний пакет мер. Что рынки беспокоило, так это угроза того, что
отсутствие договоренности по поднятию потолка госдолга могло привести к
объявлению Вашингтоном дефолта по существующим долгам. Теперь это вряд ли случится до президентских выборов 2012 года, и у Соединенных Штатов до той поры наступила передышка.
|