Газета "Наш Мир" br>
«Мне кажется, что Церковь должна заниматься вечным, так сказать,
высшими материями. А то бывает как-то неловко видеть священников и
даже иерархов на политических «тусовках», на модных ток-шоу,
обсуждающих какие-нибудь скандальные темы. Зачем это Церкви?», –
спрашивает Александра Георгиевна Иванова из Воронежа в своем письме в
программу «Слово пастыря» на Первом канале. Патриарх Московский и всея
Руси Кирилл ответил на вопрос телезрительницы.
Вы затрагиваете очень важный вопрос, касающийся
того, как Церковь сегодня присутствует в обществе или, как теперь
говорят, в медийном пространстве. Достаточно посмотреть популярные
передачи на первом или на втором канале, и мы увидим, что практически
каждый день обсуждаются темы, которые реально волнуют людей. И
практически во всех этих темах присутствует то, что имеет отношение к
спасению человеческой души. Даже если речь идет о ЖКХ, затрагиваются
вопросы нравственного характера: как проблема ЖКХ преломляется в
сознании людей? на какие шаги тот или иной конфликт людей вынуждает? как
люди живут и действуют в эпицентре этого конфликта? Все это имеет
прямое отношение к состоянию человеческой души, а значит, к делу
человеческого спасения.Поэтому тех, кто организует такие программы, к
счастью, интересует мнение Церкви. Говорю «к счастью», потому что во
многих других местах такого интереса нет. А интерес к позиции Церкви по
животрепещущим вопросам сегодня во многом связан с тем, что
значительное количество людей себя отождествляет с Церковью, а еще
большее количество людей — с верой в Бога.
Но ведь вера предполагает, что человек должен руководствоваться,
особенно в сложных, конфликтных жизненных ситуациях, именно постулатами
этой веры. Он должен мотивировать свои поступки, а если он православный
христианин, — то православной христианской этикой. Если же происходит
разрыв между религиозными убеждениями, верой и реальной жизнью, то это
очень быстро замечается окружающими и опасно и для личности самого
человека, и для общества. Поэтому если Церковь желает, чтобы люди,
вовлеченные в конфликтную ситуацию или в обсуждение каких-то проблем,
знали ее взгляд на эту тему, то, конечно, представителям Церкви уместно
участвовать в такого рода дискуссиях.
Но это только первая
часть ответа. А дальше я бы хотел сказать несколько критических слов
относительно нынешней практики участия духовенства в публичных
дискуссиях. Не каждый человек, даже глубоко духовный, с хорошим и
сильным молитвенным настроем, с хорошим уровнем образования, способен
участвовать в такого рода обсуждениях. Что греха таить, уровень
общественной дискуссии у нас очень низкий. У нас дискуссия чаще всего
переходит в спор, а спор — в скандал. И как душа надрывается, когда
миллионы людей становятся сопричастны этому буйству человеческих
страстей на центральных каналах! Мы наблюдаем не утешение, не обретение
выхода из трудной ситуации, а лишь вовлечение в скандал, в конфликт… А
если человек к тому же проработал целый день в условиях, когда его
служебной деятельности неизбежно сопутствует стресс?
Надо ли
священнослужителю участвовать в таких скандалах — вопрос очень
непростой. С одной стороны, нужно свидетельствовать. С другой — а
насколько ты, оказавшись в подобной турбуленции, способен адекватно
представить церковную точку зрения? Ее услышат, поймут или, напротив,
перебьют? К сожалению, присутствие священнослужителей в общественной
дискуссии очень часто выглядит ущербным, неполноценным. От священника
все ждут большего. А большего он сказать не может ввиду формата
дискуссии и атмосферы, в которой эта дискуссия происходит.
Но
есть и еще нечто связанное с личностью тех, кто выступает. Человек
может быть очень умным, образованным, но, участвуя в подобной
неструктурированной, спонтанной дискуссии, он может оказаться в таком
психоэмоциональном состоянии, что не способен быстро отреагировать,
быстро сформулировать то, что от него требуется. Хоть и владеет знаниями
и опытом, — а в этот момент не может.
Но если то, что говорит
священник, не в полной мере принимается людьми — а ведь это зависит не
только от священника, но и от людей, — то что происходит? Негативное
отношение к высказыванию священника автоматически распространяется
сразу на всю Церковь. Выступил неудачно академик на дискуссии — никому в
голову не придет судить на этом основании об Академии наук. Выступил
неудачно писатель, спровоцировал негативную реакцию — никому в голову
не придет предъявлять претензии всему писательскому цеху. А вот сказал
что-то от ветра главы своея батюшка, тем более сказал нечто, что
спровоцировало негативную реакцию, — сразу вывод: «Церковь виновата!
Это позиция Церкви!»
Принимая во внимание эту неоднозначность
участия представителей Церкви в общественной дискуссии, мы в свое время
ограничили круг лиц, которые могут выступать на такого рода площадках.
Сегодня это в основном официальные представители церковных учреждений;
и сделано это не для того, чтобы ограничить других, а чтобы по крайней
мере повысить планку ответственности, потому что люди, постоянно
вовлеченные в такого рода деятельность, более или менее подготовлены —
психологически, эмоционально, да и теоретически — к такого рода
обсуждениям. Хотя и здесь время от времени мы сталкиваемся с
проблемами, которые возникают даже не столько потому, что священник
что-то сказал, правильно или неправильно, как потому, что какая-то
отдельная мысль или отдельное слово выхватывается из общего контекста и
используется в средствах массовой информации, для того чтобы
спровоцировать некую негативную волну, придать обсуждению проблемы
негативное измерение.
Риски есть. В этом служении, которое
несут наши священнослужители, есть и замечательные достижения, и некие
поражения — мы отдаем себе в этом отчет. А вот теперь главный вопрос — к
вам и ко всем, кто нас слушает. Что делать? Уходить? Но тогда общество
вообще потеряет всякую возможность слышать слово, которое несет в себе
по крайней мере отображение Божией правды, — потому что в каждом слове
священника есть некая апелляция, сформулированная или
несформулированная, к Божественному авторитету, к традиции Церкви, к
Священному Писанию. И если в современном обществе совсем умолкнет этот
голос, который, как я сказал, сегодня звучит иногда очень сильно и
правильно, а иногда не слишком сильно и не очень правильно, — то у
людей вообще не будет представления о мнении Церкви, о ее позиции по
тем вопросам, которые сегодня людей беспокоят.
Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, я скажу следующее. Мы вступили в
новую эпоху. Мы живем в информационном обществе. Сегодня обмен
информации — это не исключение из правил, это не какое-то
экстраординарное явление, а это часть нашей жизни. Сегодня каждый
человек участвует в обмене информацией или, по крайней мере, каждый
может участвовать через Интернет, если захочет. В этой новой жизни, в
этом новом информационном обществе Церковь не может дистанцировать себя
от реальности, в которую погружена церковная паства. При всех рисках и
при всех проблемах мы будем молиться о том, чтобы рисков становилось
меньше, и мы работаем над тем, чтобы как можно больше
священнослужителей могли нести свое пастырское служение в этой очень
сложной лично для них, ответственной и рискованной для Церкви сфере
свидетельства о Христе. Но новый мир и новая реальность, которая
сегодня является нашей реальностью и нашим миром, требуют, чтобы
Церковь присутствовала там, где она раньше никогда не бывала. Не для
того чтобы у нас возникли телевизионные «звезды в рясах», а для того
чтобы со смирением, с надеждой на помощь Божию передавать людям весть о
спасении.
|