Газета "Наш Мир" br> Пока преступность в России не имеет национальности, говорить о формировании нации бессмысленно.
Гражданское общество в России запрещено. Гражданская деятельность —
уголовно наказуема. Призывы власти к развитию гражданского общества —
лицемерие. Власть воображает гражданское общество чем-то вроде
субботника во исполнение ее постановлений.
Что произошло в Сагре? Ничего экстраординарного. Нашествие
разбойников решило покарать деревню, посмевшую противодействовать
заезжему наркоману. Экстраординарным явилось то, что люди посмели
противостоять наркоторговле.
Что может быть обычнее и нормальнее, чем мирный гражданин, который
убил обнаглевшего разбойника, пытавшегося разорить его дом и угрожавшего
его семье? В нормальной стране такого гражданина награждают медалью и
предъявляют обществу как пример гражданского мужества. И только у нас он
является преступником.
Пожелание обратиться в полицию выглядит в этом случае не
издевательст¬вом, а серьезной и целенаправленной государственной
политикой. Полицай, как ласково называют бывшего мента, — инструмент
государственной политики в отношении общества. Полицай — посредник между
страной и гражданином. Он транслирует совершенно определенный сигнал:
преступником, с точки зрения государства, всегда является тот, у кого
меньше денег. Тот, у кого их больше, у полицая выкупается. Модель
действий полиции в Сагре нам явлена в полной мере: виноватыми объявлены
те самые селяне, которые встретили нападающих на подступах к селу.
Почему?
Потому что главной задачей власти является недопущение людей к
принятию решений. Установка максимального числа барьеров на пути к
гражданскому обществу. Дело в том, что при гражданском обществе власть
никоим образом не удержится, и потому любые попытки людей защитить себя в
глазах начальства значительно страшнее коррупции. Коррупция
легитимизирует существующую систему, при которой человеку ничего нельзя.
Коррупция — инструмент приспособления к подлости. А вот самозащита —
уже посягательство на священные права начальника. В России примерно 15
процентов заключенных сидят за самосуд. И огромный процент из этих
пятнадцати — за то, что попытались защитить себя или семьи в безвыходных
ситуациях.
Но ситуация Сагры трактуется начальством всех мастей с учетом так
называемого этнического фактора. Поощрение сагринцев, утверждает
начальство и его барды, может привести к погромам. И вообще еще
неизвестно, было ли это столкновение с теми, кто крышует наркоторговцев,
или с теми, кто виноват единственно в своем азербайджанстве.
В России национальность имеет всё — кроме преступности. Человек может
заниматься чем угодно, совершать любые подвиги и класть жизнь на любые
поступки. При этом национальность у него есть, и деятельность его служит
к ее славе. Но как только он совершает преступление — он теряет
национальность. Преступность вненациональна, а если вдруг у нее
обнаруживается подоплека в виде конкретной диаспоры — этот факт надлежит
любой ценой замалчивать. И происходит это, разумеется, не потому, что
кто-то наверху так трогательно заботится о безопасности диаспор. Нет,
просто сообщения об этнической преступности подчеркивают отсутствие у
нас главного — национальной самоидентификации. Кланы, капсулированные
диаспоры, замкнутые преступные сообщества, отличающиеся высокой
внутренней солидарностью, успешно действуют только там, где нет
солидарности собственной, местной. В эту рыхлую среду они внедряются
стремительно. Мы боимся говорить о чужой идентичности, потому что у нас
нет своей. У граждан России отнято право на идентификацию. Они давно не
отождествляют себя с собственным государством. Они кругом видят чужих, —
которые по-другому едят, разговаривают и ссорятся, — но не имеют
понятия о своем. Это понятие предельно размыто, и уровень солидарности в
экстремальных ситуациях становится критически низок. С любым можно
делать что угодно на глазах у всех.
Я с тоскливым ужасом думаю о том, что настоятельная рекомендация
Петра вербовать чиновников из немцев не основывалась на русофобии или
пустой блажи. Стопроцентный славянин Петр Романов полагал своих
малоспособными к эффективной и честной чиновничьей работе. Это страшный
приговор. Ужас в том, что мы — умные, талантливые, благородные,
порядочные, — не в состоянии выдвинуть из своих рядов эффективный и
честный чиновничий аппарат. Трагедия русской жизни в том, что из века в
век худшие надевают ярмо на лучших и издевательски заставляют их
работать на себя.
На протяжении добрых десяти веков власти удается удерживать народ в
повиновении только потому, что этому народу не позволено быть собой и
формулировать собственные ценности. В последние сто лет, сколь ни
печально, инструментом этой политики и ее информационным прикрытием
является интернационализм. Мы не имеем права назвать чужих
преступниками, поскольку это противоречит кодексу поведения хозяев: они
не смеют оскорбить гостей. О том, что гостям тоже следовало бы соблюдать
минимальные правила приличия, вслух не говорится — или для произнесения
этих вещей нанимаются заведомо одиозные персонажи.
Пока у страны нет нации, признающей единые законы и готовой решать
собственную судьбу, у нее нет истории, а следовательно, и будущего.
Но именно будущее страшнее всего для власти. Потому что если оно наступит — ее не будет.
|