Газета "Наш Мир" br>Как бы ни менялся мир, многие вещи остаются неизменными. Почти два
десятилетия прошло с тех пор, как Сергей Мавроди, создатель печально
известной пирамиды «МММ» лишил миллионы россиян их сбережений, однако
мошенники продолжают действовать в России относительно безнаказанно.
По
словам бывшего главы российской Федеральной комиссии по ценным бумагам
Игоря Костикова, пирамиды, замаскированные под инвестиционные фонды,
по-прежнему часто встречаются в России.
«В стране действуют
сотни форекс-клубов, мало отличающихся от пирамид, - утверждает
Костиков. – Сделать с ними ничего нельзя: их деятельность сейчас
считается абсолютно законной. Государство не регулирует подобные
трансграничные операции».
Работает это следующим образом:
форекс-клуб (организация, специализирующаяся на операциях на валютном
рынке) начинает рекламную кампанию в прессе, обещая мелким инвесторам
крупные прибыли. Инвесторы связываются с российским офисом и подписывают
контракт, после чего отдают мошенникам свои сбережения. Когда они
приходят за деньгами, им говорят: «Извините, клуб совершил ряд ошибок, и
Ваши средства пропали».
Если учесть, что российский рынок по
многим показателям сейчас входит в число лучших в мире, а рубль дорожает
по отношению к основным валютам, инвесторы, естественно, не верят этим
словам. Однако, начав выяснять, почему фонд разорился, они быстро
упираются в стенку.
«Подать в суд на российский офис инвесторы не
могут, так как он юридически не связан с клубом. Оказывается, что он
выступает лишь в качестве «агента», перепродающего услуги фонда, который
зарегистрирован на Кипре, Британских Виргинских островах или еще
где-нибудь. В сущности, это – просто почтовый ящик, который закрывается,
как только в нем скопится достаточно денег», - объясняет Костиков, в
феврале этого года создавший Союз потребителей финансовых услуг
(ФинПотребСоюз), чтобы помочь людям, которых обобрали аферисты из
нечистоплотных инвестиционных фондов.
«Для большинства клиентов
преследовать зарубежную компанию в суде слишком дорого, но даже если они
это делают, обычно выясняется, что подписанный в России контракт за
рубежом не имеет юридической силы».
Никто не может точно
сказать, сколько денег мелких инвесторов оказывается в таких фондах, но,
по оценке Костикова, общий объем этого рынка в России составляет
примерно 300 миллионов долларов.
Мошенникам уже достались
десятки миллионов долларов, говорит Костиков, но государство даже не
пытается регулировать этот бизнес. В стране нет ни ведомств, которые
занимались бы лицензированием форекс-клубов, ни законов, которые были бы
направлены на контроль над их деятельностью. Хищники действуют
безнаказанно, и даже организуют в местных СМИ громкие рекламные кампании
– ведь формально они ничего не нарушают.
Коварство мошенников
проявляется и в том, что они обкрадывают далеко не всех. Крупные клубы
действительно получают определенные прибыли и действительно что-то
выплачивают изрядной части своих инвесторов (так как не существует
правил, которые диктовали бы формы отчетности, инвесторам приходится
верить на слово отчетам менеджмента), однако они увеличивают прибыль,
просто-напросто воруя деньги части инвесторов и используя их для выплат.
Более
того, привычка раздувать прибыли, слегка запуская руку в деньги
инвесторов, свойственна и вполне респектабельным банкам и фондам,
утверждает Костиков. Он даже назвал несколько крупных российских банков,
за которыми водится подобное поведение.
Помимо этого, для банков
обычна не столь вопиющая, но также нарушающая этические нормы практика
агрессивного навязывания клиентам более традиционных продуктов – ипотек
или кредитов на автомобили. Отсутствие регулирующих норм и
контролирующих их соблюдение структур позволяет сотрудникам банков ради
бонусов навязчиво подсовывать эти продукты клиентам даже в тех случаях,
когда заведомо известно, что клиент не может себе их позволить. Даже
принадлежащий государству гигантский Сбербанк не избавлен от подобных
проблем.
«Сбербанк один из тех редких банков, которые полностью
сотрудничают с нами [с ФинПотребСоюзом]. Клиенты жалуются в региональное
отделение, однако, если у них ничего не получается, они идут к нам. Мы
доводим их жалобы до сведения центрального офиса в Москве. Надо сказать,
что клиентам каждый раз возвращали их деньги за несколько дней», -
говорит Костиков.
Как это ни странно, но, похоже, принадлежащий
государству Сбербанк, славящийся низким качеством своей работы с
клиентами, оказался одним из немногих российских банков, который всерьез
заботится о своей репутации.
|