Газета "Наш Мир" br> Международная группа археологов напомнила миру о существовании самых
ранних изображений египетского правителя в белой короне Верхнего Египта.
Резьба по камню, выполненная около 3200 г. до н. э., была найдена почти полвека назад египтологом Лабибом Хабачи в Наг-эль-Хамдулаб, что на западном берегу Нила к северу от Асуана.
Фрагмент наг-эль-хамдулабского цикла: лодок всё ещё много. (Здесь и ниже фото авторов работы.) |
В последние годы бесценность произведения была частично
подтверждена; учёные из Бельгии, Италии и США опирались на фотографии
Хабачи, а также передовые методы цифровой реконструкции и анализа
изображений и иероглифического текста.
По словам директора проекта Марии Кармелы Гатто из Йельского университета (США), группа изображений и короткие надписи представляют собой самое раннее описание праздника в честь царя. Представлен полный комплект элементов, характерных для раннединастического периода. В частности, правитель носит белую корону — символ власти над Верхним Египтом (Египтом к югу от дельты Нила), а его придворные названы «следующими за Гором» (то есть за его земным воплощением, царём).
Джон Коулман Дарнелл, директор Йельского института египтологии, отмечает также: «Сцены из Наг-эль-Хамдулаб представляют собой своеобразный мост между изображениями додинастического и раннединастического периода: в первых главными символами власти выступали преимущественно лодки и животные, а во вторых доминирует образ царя. Мы видим, что правитель начинает восприниматься как воплощение не только человеческого, но и божественного могущества». Кроме того, он подчёркивает: «Наг-эль-хамдулабский цикл —
последний из древних циклов, посвящённых водным празднествам
додинастического периода, и первый из фараоновских циклов, в которых
доминирует царь, носящий соответствующие регалии, в данном случае «Белую
корону» в её наиболее архаичной форме. К тому же это первый цикл
изображений такого типа, снабжённых иероглифическим комментарием».
Слово «следующие» привело г-на Дарнелла к предположению о том,
что это первое из известных сообщений о сборе налогов в Египте и
экономическом контроле царя над Верхним Египтом и, возможно, северной
частью Нубии.
Общий вид на изображения. |
Исследователи относят изображения и надписи к позднему периоду культуры Накада, датируя их эпохой между «нулевой» и первой династиями Древнего Египта.
|