Газета "Наш Мир" br>
Совет племен Ливии издал манифест, четко заявив о намерении прекратить конфликт. Он готов «помочь крестоносцам НАТО начать реформы», и для этого намерен поддержать правительство Каддафи в Триполи. По окончании Рамадана это будет сделано, «даже если придется убеждать Бенгази силами ополчений племен, которые пока что не были активны».
Франклин Лэмб (пару месяцев назад мы о нем говорили) - не журналист. Он известнейший эксперт-аналитик по Магрибу и Ближнему Востоку, отставной полковник разведки Пентагона. Можно сказать, правозащитник, но особого рода. Сам он определяет себя, как "американского патриота, стремящегося убедить Америку дружить с теми арабами, за которыми будущее". В связи с этим, по-свойски вхож в самые высокие кабинеты Аммана, Каира, Туниса, Алжира, Багдада (при всех властях), имеет общий язык с Дамаском и Саной,зато очень нелюбим властями Саудовской Аравии, Катара и других "нефтяных монархий", которые считает "устаревшими и неперспективными".
На телевидении он появляется довольно часто, в прессе печатается гораздо реже ("Я не репортер"), но если уж печатается, то, значит, повод очень серьезен. Откровенно говоря, его появление в Триполи (около месяца назад) меня удивило. Судя по предыдущим выступлениям, к Каддафи и его режиму м-р Лэмб всегда относился хотя и не враждебно, но с явной прохладцей. И тем не менее, сейчас он там. Настоятельно рекомендую этот материал, в котором важно каждое слово. Еще и потому, что в нем разъясняется та непонятка, что уже давно тревожила уважаемую Лайму Ютаре, - почему до сих пор могущественные, хорошо (вплоть до танков) вооруженные племена Ливии, выражая поддержку полковнику, активно в события все же не вмешивались...
30 июля, за день до священного для 97,5% ливийцев месяца Рамадан, пресс-секретарь НАТО, Роланд Лавуа тщетно пытался объяснить прессе, - и вообще, и сидящей в отеле Rexis (Триполи), зачем все-таки НАТО бомбило спутниковые антенны, по ходу дела убив трех журналистов и покалечив 15 человек из технического персонала. Меня, как и большинство обитателей центра Триполи, эта бомбежка коснулась впрямую. Я проснулся в 1:50 утра в начале первой серии из девяти взрывов, три из них я видел с балкона, совсем близко от нас. Я видел, как по шикарной автостраде под моим балконом виляют гражданские автомобили, опасаясь стать мишенью добрых ракет НАТО.
По словам представителя НАТО, месье Лавуа, существует список программ, за которые никто бомбить не будет. Это информация о наличии бензина, о распределении пищи, о местах, которые могут быть опасны в связи с военными действиями. Также это все виды молитв и проповедей, какие угодно (кроме особо оговоренных) программ для детей и музыкальные шоу. Все остальное следует немедленно исключить из трансляции. В первую очередь, это относится к выступлениям, интервью и заявлениям ливийского лидера Каддафи, а также сводки новостей о разрушениях, нанесенных бомбежками НАТО гражданским объектам, частным домам и водопроводу. На такие темы наложен запрет. Это, конечно, противоречит букве резолюций ООН (1973), но, по словам Лавуа, необходимо, поскольку «такими передачами руководство Ливии препятствует завершению гуманитарной миссии НАТО и, следовательно, ставит под угрозу мирных жителей».
Что он имеет в виду, понятно. Сами правительственные чиновники признают, что используют телевидение для связи с общественностью, в том числе для общения с племенами, как лояльными властям, так и ориентировавшимися до последнего времени на «повстанцев» из Бенгази, которых тут называют «повстанцами НАТО». Правда и то, что в ходе таких передач звучат призывы к немедленному прекращению огня, разъясняется позиция властей и, более того, обращения к ливийцам насчет противостояния тому, что многие, включая полковника Каддафи, называют «уже не восстанием, но агрессией». Такие передачи звучат убедительно не только для Запада страны, но уже и для Востока. Бывшие повстанцы, перешедшие на сторону властей (таких с каждым днем все больше) заявляют, - в том числе, и в эфире, - что НАТО утратило уважение к Ливии, да и вообще к Африке и Ближнему Востоку, а обещаниям НАТО верить нельзя.
Сейчас, по указанию обоих ведущих министров обороны, Жерара Лонге и Лайама Фокса, интенсивность ежедневных бомбежек выросла примерно на 20% по сравнению с 25 июля и, видимо, будет нарастать. Однако, после убийства Абдул ФАТХ Younnis даже в их выступлениях звучат скептические нотки. В западных столицах все чаще говорят о «крахе правительства Бенгази», и это мнение не только общественности, но и администраций. Теперь о полной победе говорят только фанатики "гуманитарной интервенции", готовые всерьез рассматривать вариант долгой и кровавой наземной войны в Ливии. В основном же, понятно, что первоначальные планы НАТО потерпели крах.
Высокопоставленный перебежчик из Бенгази, порвавший с «Советом» и только что вернувшийся в Триполи, позавчера дал пресс-конференцию в одном из отелей столицы. По его словам, он два месяца отвечал в стане повстанцев за «незаконные» связи между ними и НАТО, и он готов утверждать, что представители НАТО в Бенгази «разочарованы в связи с коррупцией и полной некомпетентностью своей «команды». Также, согласно его заявлению, ЦРУ считает, что «Аль-Каида» намеревается съесть Махмуда Джибриля и всю «либеральную» часть руководство мятежников не позже конца Рамадана и взять «революцию» под свой контроль».
Самое важное, что сейчас внезапно заявила о себе сила, которая в Ливии решает все, - более 2000 ее племен, «малых племен» и кланов. Они и раньше высказывали свое мнение, но их участие в войне ограничивалось пока что только разрешением добровольцам встать на сторону Триполи. Теперь же, после быстрой серии встреч в регионах Ливии, в Тунисе и на границе с Египтом, племена говорят о реальном вмешательстве в конфликт с целью положить ему конец. Толчком к такому повороту событий стало убийство Юниса. Его племя, Обейди, одно из сильнейших в Ливии, не подчинилось тем, кто хотел «простить». На похоронах некоторые влиятельные вожди, не глядя на присутствие сили безопасности, поклялись над громом «отомстить за кровь мучеников».
Видимо, в связи с этим, и состоялся экстренный Съезд племен Ливии, издавший манифест, где впервые четко и недвусмысленно объявлено о намерении прекратить конфликт. Как сказано в документе, племена поддерживают правительство в Триполи и «готовы помочь крестоносцам НАТО начать реформы». По окончании Рамадана, они намерены положить конец кризису, даже если «придется собрать сотню тысяч активистов и пойти в Бенгази».
Как полагает известный д-р Насер аль Фатх, НАТО с самого начала проявило удивительное невежество и бестактность, с явным презрением относясь к «фактору племен», поскольку именно племена в силах определять ситуацию в Ливии. Так было в эпоху Омара Мухтара, так остается и по сей день. Но сегодня НАТО и его сторонникам было бы пагубно не обратить внимания на это манифест, хотя бы потому, что документ подписан и многими вождями племен восточной Ливии, ранее считавшихся опорой бенгазийского Совета.
Отрывки из Декларации:
«Это послание мы, вожди, старейшины и витязи восточных племен Великой Джамахирии, сообщаем Африканскому Союзу, вожди которого собираются в Аддис-Абебе, что отзываем всякую поддержку, оказываемую ранее людям, называющим себя «Переходным Советом в Бенгази», потому что они недостойны доверия и назначили сами себя по приказу НАТО»
«Те, кто называет себя «Переходным Советом» направили против нас на улицах Бенгази войска НАТО. Они хотели навязать гражданам Бенгази и нам свою демократию силой, - и против нас пошли в бой даже не ливийские племена, но пришельцы из Туниса, Катара и других стран. И потому отныне мы отвергаем их полностью.»
«Съезд восточных племен заявляет о своем полном сотрудничестве с Африканским союзом и поддержке всех его предложений…» «Съезд восточных племен осуждает нападение крестоносцев на Великую Джамахирию, и осуждает арабские войска, присланные некоторыми реакционными режимами для подавления протестов населения ливийских городов. Так же Съезд осуждает бомбежки мирных ливийских объектов, таких как телевидение и водопровод…»
«Мы не принимаем и не примем никакую власть, кроме той, которую выберем сами, без подсказок НАТО. Наша власть – это власть Народного Конгресса и народных комитетов, непосредственно избираемых народом. Мы поняли все, и мы будем всеми силами противодействовать «повстанцам НАТО», убивающим и калечащим наш народ. Мы повторяем: мы готовы использовать все средства для борьбы с НАТО и их лакеями. Мы повторяем: все средства…»
Согласно разъяснениям представителя Великого Съезда племен Ливии, «ливийские племена, наконец, поняли и решили, что делать. Пришло время готовиться и собирать силы. Пока еще идет период подготовки, мы советуем НАТО понять, что, если они не прекратят насилия, их наемникам придется столкнуться с очень серьезными угрозами…»
|