Газета "Наш Мир" br>Сегодня, когда Грузия и Россия отмечают третью годовщину своего конфликта, произошедшего в 2008 году, Голливуд выпускает фильм в поддержку грузинской версии событий.
Сегодня третья годовщина российско-грузинской войны. У Грузии, как хорошо известно, отвратительные отношения с двумя ее сепаратистскими регионами – Абхазией и Южной Осетией. Обретя независимость от Советского Союза, Грузия воевала с обоими, а в 1989 году даже посылала в столицу Абхазии Сухуми свое ополчение, которое позднее вытеснили и разбили советские войска.
Поскольку эти две провинции обратились за помощью к России, у американских политиков появилась тенденция вставать на сторону грузин - потому что, видите ли, Россия она плохая, а Михаил Саакашвили одержал верх в ходе революции против этого древнего советского старпера Эдуарда Шеварднадзе. Кроме того, Саакашвили говорит по-английски, любит демократию и все такое. Но в американской версии событий о территориальной целостности Грузии полностью отсутствует упоминание о том, что до Сталина Абхазия была, по сути дела, самостоятельной страной с собственной культурой, языком, правительством и традициями, или что до 1921 года у Южной Осетии также был собственный язык и самобытная культура. На самом деле, те аргументы, которыми американские политики оправдывают независимость Косова от Сербии, вполне применимы и для оправдания независимости Абхазии и Южной Осетии (то есть, если вы верите в право на самоопределение и выход из состава далекого и враждебного вам государства). Но по какой-то причине они не применяются.
А тем временем, правительство Грузии при Саакашвили проводит дорогостоящую, активную и широко рекламируемую информационную кампанию, нацеленную на американскую общественность и правительство США. Они нашли отзывчивую аудиторию среди американских правых, чьи сенаторы совершают увеселительные поездки на казенный счет в Тбилиси и объявляют Россию новым злодеем, которого Америка просто обязана осадить.
Поскольку большая часть американцев в возрасте за 30 воспитывалась в духе недоверия к России, они легко могут попасть в старую западню ненависти к этой стране, автоматически считая любого противостоящего Москве человека добрым и правильным. А российско-грузинская вражда весьма способствует таким умонастроениям. На первый взгляд, Россия вторглась в Грузию, убила там кучу народа, уничтожила кучу зданий, а потом оккупировала грузинскую территорию. Такое словесное описание войны просто не соответствует действительности. Грузинские утверждения о том, что войну начала Россия, ложны; независимые комиссии проводили свои расследования и пришли к выводу, что это Грузия начала войну, которую изначально не могла закончить, но думала, что Америка займет ее сторону и нападет на Россию. Но эти выводы никак не повлияли на истеричные прогрузинские и антироссийские вопли, которые слышны сегодня в Вашингтоне. Россия вела себя непростительно, когда вторглась на территорию собственно Грузии и начала занимать ее города. Ей нет за это никакого оправдания. Но нет никакого оправдания и Грузии, которая без разбора обстреливала Цхинвали, и особенно в связи с тем, что в результате обстрелов погибло несколько российских военнослужащих, участвовавших в миротворческой операции ООН.
Увы, стороны до сих пор держат друг друга за глотку. В конечном итоге, Америка заняла грузинскую сторону в ее войне с Россией, но американцы удивляются, когда Россия относится к американским интересам в Грузии с подозрением и противодействует им. Вот и думай, кто прав, а кто виноват.
Поэтому я с огромным интересом уселся за чтение сценария фильма «5 дней войны», режиссером которого был снявший «Крепкий орешек 2» Ренни Харлин (Renny Harlin). Фильм этот о войне 2008 года в Грузии, и президента Саакашвили там играет Энди Гарсия (Andy Garcia). Важно ли то, что сопродюсером картины был депутат грузинского парламента, а грузинские военные предоставляли для съемок боевую технику? Вообще-то, да.
Этот фильм даже не претендует на нейтральность, сбалансированность и справедливость. Все грузины в нем отменные солдаты-профессионалы. Все русские – грязные и кровожадные психопаты, получающие удовольствие от жестокой резни ни в чем не повинных мирных жителей. Начальная сцена, в которой журналисты подвергаются нападению двух десятков иракцев, но им на выручку приходят меткие грузинские солдаты-молодцы, задает соответствующий тон: грузины это герои, борцы за свободу, демократию и правдивую журналистику.
Безусловно, смотря эти сцены, мы, видимо, должны забыть о том, как грузинское правительство безжалостно преследует и бросает за решетку журналистов, критикующих власть Саакашвили. Но мы должны помнить те новости, в которых сообщается, как Грузия умоляет принять ее в НАТО (а также о нескольких десятках грузинских военнослужащих в Ираке и Афганистане). Мы также должны помнить о злобных попытках России восстановить Советский Союз. Какая уж тут беспристрастность.
Конечно, можно развести в разные стороны посыл фильма и сам фильм. Но если игнорировать захватывающие сцены боев, то сюжет просто исчезнет. Концепция начала войны полностью противоречит отчетам ОБСЕ и ЕС о том, как эта война начиналась. Грузия в этом фильме заинтересована в дипломатическом решении спора; а эти ужасные русские, прячась за спинами гражданского населения, нападают на мирные грузинские села (к сожалению, действительность в Южной Осетии намного сложнее). Нет ни слова о российских миротворцах, убитых в Южной Осетии грузинами еще до официального начала боевых действий, хотя это была важнейшая причина, заставившая Россию ввести туда свои войска.
В фильме есть некоторые интересные размышления о том, как военные журналисты одержимы войной, и как она им надоела. Но в этом нет ничего нового. Например, в картине много говорится о том, как СМИ игнорировали войну, но это просто неправда. Первый день войны затмило открытие Олимпиады, однако война в Грузии была главной темой международных новостей большую часть августа. Игра актеров вполне приличная - Вэл Килмер (Val Kilmer) в роли оператора оказался приятным сюрпризом, сыграв очень тонко. Однако вопиющая несбалансированность сюжета слишком сильно отвлекает внимание, и контуры захватывающего кино исчезают.
О «5 днях войны» все-таки можно сказать много хорошего. Грузинские виды восхитительны, и Ренни Харлин смакует их со страстью давно забытого любовника. Тбилиси смахивает на космополитический город с прекрасной архитектурой. Да и сцены сюжета сделаны очень хорошо – может, немного карикатурно, но для боевика это даже и неплохо. Это остается в подтексте, но у Энди Гарсии в роли Саакашвили в речи явный славянский акцент, хотя все его советники говорят на безупречном американском английском. Возможно, это просто голливудский шаблон. Но возможно, в этом есть и определенный подтекст. В правительстве Саакашвили работает множество американцев в качестве советников, инструкторов и сотрудников министерств (Саакашвили сам учился в Колумбийском университете и у него обширный круг общения среди элиты Нью-Йорка). Непонятно, было ли это сделано преднамеренно или случайно.
Так что, если вы можете проигнорировать политику, проигнорировать тот факт, что фильм этот, по сути дела, есть грузинская пропаганда, то «5 дней войны» могут стать весьма увлекательным повествованием о военных действиях, особенно в их третью годовщину. Но картина не является точным отражением произошедшего в те дни. Это не особенно честный анализ тех причин, которые привели к войне. Если думать о картине как о зрелищной забаве, то она великолепна. Просто … постарайтесь не обращать внимания на то, что хотят сказать ее авторы.
|