Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Вторая ночь погромов в столице Великобритании оказалась еще хуже первой: пострадало не менее 35 полицейских, более 100 молодых людей, участвовавших в погромах, были арестованы. Беспорядки, возникшие в связи с убийством 29-летнего чернокожего жителя района Тоттенхэм Марка Даггана, переросли в массовые грабежи. Погромщики появились даже в туристическом центре столицы — на Оксфорд-стрит.
В Тоттенхэме, Энфилде, Ислингтоне, Брикстоне на протяжении всей ночи можно было наблюдать подростков, тащивших коробки с телевизорами и мешки с одеждой, примерявших новые кроссовки и тут же на улице сбывавших украденные ноутбуки по 20 фунтов.
«Полиция должна ответить, почему она позволила молодежи безнаказанно грабить магазины в течение восьми часов», — заявила в понедельник член теневого кабинета министров Дайан Эббот.
Руководство лондонской полиции оправдывается тем, что столь масштабных беспорядков ничто не предвещало. Заместитель комиссара Скотланд-Ярда Стивен Каванья заявил, что полиции не хватило времени, чтобы стянуть необходимые силы.
Один из офицеров, участвовавший в подавлении беспорядков в Тоттенхэме, написал в своем блоге: «Сотрудники, прошедшие спецподготовку, — добровольцы. Мы не получаем за это денег. Почему мы должны стоять под градом камней и бутылок с зажигательной смесью, пока наши руководители, которые отнимают у нас права и пенсии, спят в своих теплых постелях?»
Настроения в полицейском ведомстве сейчас не самые лучшие. Правительство, пытающееся сократить бюджетный дефицит, решило сэкономить на полиции 1,6 млрд фунтов — в ближайшие четыре года уволят более 34 тыс. полицейских.
Пока руководство Скотланд-Ярда не может ответить и на другой вопрос: что же случилось в четверг 4 августа, когда в Тоттенхэме был застрелен Марк Дагган? Первоначально полиция заявила, что Дагган первым выстрелил в полицейского, который остался жив лишь потому, что пуля застряла в его рации. Но позже появились сообщения, что извлеченная из рации пуля — полицейская. Это смогли установить, потому что британская полиция использует полые пули, которые не причиняют сквозных ран. Самого Даггана друзья и близкие называют примерным семьянином и совершенно безобидным парнем. Другим соседям он был известен как Старри Марк, один из лидеров Star Gang, ответвления банды Mandem, которая терроризировала Тоттенхэм.
Полицейские и политики называют участников погромов преступниками, которым нет оправдания. «Насилие на улицах Лондона не имело абсолютно никакого отношения к смерти Марка Даггана. Люди воспользовались шансом, чтобы пограбить, ни больше ни меньше», — заявил вице-премьер правительства Ник Клегг.
Роб Беркели, директор организации Runnimede Trust, занимающейся проблемами национальных меньшинств, считает, что правительство неверно оценивает ситуацию. «У этих событий есть определенный контекст — неравенство и несправедливость, — заявил он в беседе с «МН». — Половина молодых чернокожих в Тоттенхэме не имеет работы, и у них нет никакой возможности ее получить. Многие чернокожие подростки не справляются с учебой, не имеют профессии, они отрезаны от рынка труда, у них нет никаких надежд. А безнадежность ведет к насилию. Это трагедия, причем не только для Тоттенхэма».
Последний раз подобные беспорядки в Лондоне произошли в 1985 году в микрорайоне Тоттенхэма Броудуотер-Фарм — том самом, где родился и вырос Марк Дагган. В те времена лондонские бобби, столкнувшиеся с ростом преступности на волне эмиграции, были куда менее политкорректны. На вопрос журналиста, от какой проблемы вы бы хотели избавиться с первую очередь, патрульные полицейские спокойно отвечали: «Черные».
Конфликт разразился по схожей причине: полиция задержала чернокожего парня по подозрению в неуплате дорожного налога и решила провести обыск в его квартире. В ходе обыска от сердечного приступа скончалась мать задержанного. Ненависть к стражам порядка среди чернокожих была столь велика, что 6 октября 1985 года в ходе беспорядков в Броудуотер-Фарм людей в полицейской форме били беспощадно. Толпа не успокоилась, пока не зарубила тесаками одного из полицейских Кита Блэйклока.
За 25 лет власти инвестировали в Броудуотер-Фарм 33 млн фунтов, но по сути это по-прежнему микрорайон бесплатного коммунального жилья, здесь повальная безработица, нищета и собирающиеся в уличные банды подростки, у которых теперь за пазухой вместо тесака пистолет.
Как считает Роб Беркели, мало изменились и отношения с полицией.
«Если вы чернокожий, у вас в восемь раз больше шансов, что вас на улице остановит и обыщет полицейский, — заявил он «МН». — В прошлом году полиция остановила для проверки 130 тыс. темнокожих прохожих — их даже предупредить было не за что. Как эти люди будут относиться к полиции?»
«В Тоттенхэме каждый свободный клочок земли застраивается жильем. Плотность населения растет, сюда съезжаются люди самых разных национальностей и культур. Люди начинают чувствовать себя как звери в клетках. А в такой ситуации рано или поздно происходит то, что произошло», — сказала BBC учительница Руанда Хамид, живущая в районе.
Экономический кризис, сокращения пособий, закрытие молодежных центров и сокращение программ по работе с молодежью лишь усугубляют положение. Британские СМИ связывают беспорядки с ужесточившейся внутренней политикой премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона. Придя к власти в 2010 году, он сократил объем социальных дотаций, что ударило по беднейшим районам Лондона.
«Теперь властям, если они хотят наладить отношения с молодежью, нужно будет подумать, а не пересмотреть ли кое-какие свои решения», — говорит в беседе с «МН» Роб Беркели.
В последние 50 лет вопрос, как реагировать на вспышку этнических беспорядков, вставал перед разными западными странами. 11 августа 1965 года арест афроамериканца в Лос-Анджелесе вызвал беспрецедентные погромы в районе Уоттс. Дорожные патрульные задержали за вождение в нетрезвом виде молодого Маркетта Фрая. Полицейские не позволили брату Фрая увезти машину домой, а потом арестовали их обоих. Когда эта новость распространилась по району, на улицы вышли сотни местных жителей. В течение шести дней они громили и поджигали магазины, прежде всего принадлежавшие белым, вступали в схватки с полицией и не пускали пожарные машины к очагам возгорания. В беспорядках погибло 34 человека, 1032 было ранено, более 3,4 тыс. арестовано.
Беспорядки в районе Уоттс спровоцировали общественную дискуссию, которая создала предпосылки для выхода из этнического кризиса. «Рупор» движения за права американских чернокожих Мартин Лютер Кинг после погромов связался с президентом США Линдоном Джонсоном и заявил ему, что инцидент в Уоттсе был «восстанием людей, которых обошел прогресс американского общества в последнее десятилетие». Джонсон приказал увеличить социальные ассигнования Лос-Анджелесу, чтобы сократить уровень безработицы в чернокожих районах.
Впрочем, в 1992 году история повторилась. Четверо полицейских Лос-Анджелеса, арестовав чернокожего мотоциклиста за превышение скорости, жестоко избили его. Центральный район города на шесть дней превратился в зону боев. Чтобы восстановить безопасность, властям пришлось использовать спецназ, национальную гвардию, армейские подразделения и ФБР. Беспорядки унесли жизни 53 человек и нанесли городу ущерб в объеме $1 млрд.
В 2005 году погромы прошли в Париже. Их спровоцировал инцидент на стройке 27 октября: трое чернокожих подростков спрятались от полиции на электрической подстанции, двое из них в результате короткого замыкания погибли. В результате столкновения с полицией не утихали две недели, жестокость уличных боев достигла такого уровня, что 2 ноября 2005 года французская полиция объявила чрезвычайное положение в некоторых районах страны.
В отличие от лос-анджелесских погромов 1965 года, парижские спровоцировали ксенофобские настроения во Франции. Возглавлявший в тот момент МВД Николя Саркози назвал бунтующую молодежь отбросами. Жесткость министра в подавлении беспорядков, как считается, помогла ему впоследствии избраться на президентский пост. Укрепил свои позиции и «Национальный фронт» во главе с Жан-Мари Ле Пеном, известным своими заявлениями о том, что «человеческие расы не равны».
«Люди должны понять… Беспорядки не случились из-за Марка Даггана… Людей злит несправедливость», — считает KryssyMeth, пользователь сети Twitter. Ей вторит Tamiaxoxo, которая уверена, что напряжение в Тоттенхэме росло в течение многих лет.
Категория: В мире |
Просмотров: 540 |
Добавил: sultan
| Рейтинг: 0.0 |
|