Газета "Наш Мир" br>Даже самое крупное судно пойдет ко дну, если его вывести в открытое море
недостроенным или с серьезными конструкторскими недостатками. Именно
этой сейчас происходит с европейским проектом, когда на еврозону
обрушиваются набегающие друг на друга спекулятивные волны. Чем большее
количество европейских лидеров повторяют успокоительные обещания в адрес
Греции, тем уменьшается доверие к ним со стороны рынков. Пора уже
посмотреть фактам в глаза: мир уже не выступает против евро, а
испытывает на прочность самцу жизнеспособность европейского проекта.
Вместо того, чтобы защищать не выдержавший испытания временем
статус-кво, европейским лидерам необходимо заново разработать три
крупных интеграционных проекта последних 20 лет: евро, Шенгенская зона и
общая внешняя политика, до того как они полностью развалятся и создадут
порочный круг ослабления.
Столкнувшись с проблемой единой
европейской валюты –болевой точке всех кризисов-, лидеры европейских
стран сосредоточили свои усилия на панике, охватившей рынки, вместо
того, чтобы заняться решением глубинных проблем. Одна за другой стали
поспешно приниматься самые различные меры: испытания на прочность, в
которые никто не верит; льготные условия кредитования, натолкнувшиеся на
жесткие правила; совместный выпуск ценных бумаг, которые являются не
столько еврооблигациями, сколько (и особенно в данный момент)
европейским бюджетным контролем над 17 членами еврозоны. Эти меры сами
по себе были бы неплохими, но они являются порождением юридических
«пробелов» в Маастрихтских договоренностях, и потому не приводят к
долгосрочному решению, которое должны были обеспечить еврооблигации,
европейские механизмы банковского регулирования и планы по созданию
гарантий.
Даже в тех случаях, когда объемы долга и дефицита
еврозоны значительно меньше, чем в Японии, США и даже Великобритании,
рынки будут продолжать наносить несоразмерные удары по евро до выработки
этих структурных решений.
Нормы по безвизовому перемещению, о
которых договорились в Шенгене, также испытываются на прочность.
Европейские границы были открыты тогда, когда по Европе перемещались
несколько сотен тысяч беженцев, однако контрольно-пропускные пункты на
границах стран восстанавливаются в силу присутствия нескольких тысяч
беженцев из Туниса. Конечно, будет принято какое-нибудь соглашение,
которое предоставит правительствам право снова устанавливать временные
контрольно-пропускные пункты с благословения Брюсселя. Однако это не
решает основную проблему, которая заключается в общей границе, но не в
общей миграционной политике.
Внешняя политика и политика
безопасности Европы также натолкнулась на кризис доверия. Осуществление
исторического проекта расширения остановилось, и в результате Евросоюз
перестали рассматривать как будущее Турции. Более того, премьер-министр
этой страны заявил, что это «коматозное, застойное и одряхлевшее»
образование. В ответе Европы на протестные выступления народных масс в
ряде арабских стран давали себя знать отсутствие честолюбивых
устремлений, благородства и игры воображения (все сводилось к разговорам
о новых рынках, деньгах и мобильности). Смелая акция по спасению
Бенгази в Ливии, по всей видимости, не станет повторением событий на
Суэцком канале (как некоторые предполагали), но уже ведет к потере
доверия к военному потенциалу Европы. И если как небольшая горстка стран
активно участвует в военных действиях, то большинство урезают свои
оборонные бюджеты, обманывая самих себя речами о так называемой мягкой
власти. Вместо того, чтобы в вопросах внешней политики своих стран
полагаться на европейскую бюрократию, которая занимается лишь тем, что
обеспечивает вариант безжизненного облегченного расширения (лишенного
одного из главных факторов привлекательности присоединения к Европе),
правительствам стран Евросоюза следует срочно выработать модель
поведение по отношению к странам, которые не станут членами Евросоюза.
Кризисы
в Европе случаются не в результате недостатка военной или экономической
мощи. Евросоюз все еще является крупнейшим рынком мира, на долю
которого приходится 17% объема мировой торговли (на долю США – 12%).
Кроме того, Европа предоставляет другим государствам половину всей
мировой помощи, в то время как у США этот показатель равен 20%. По
объему военных расходов (21%) Европа занимает второе место в мире после
США. У Китая этот показатель равен 5%; у России - 3%; у Индии - 2% и у
Бразилии - 1,5.
Однако неспособность ЕС поддерживать порядок в
собственном доме создает в мире ощущение его упадка. И это ощущение
заката превращает европейцев во все менее дальновидных людей, пытающихся
лишь удержать свой кусок уменьшающегося пирога. Проблему породил не
евроскептицизм, а определенная часть правящих кругов, находящихся в
конфликте с самими собой и одержимыми популистскими идеями. Вместо того,
чтобы продвигать общеевропейские решения проблем, лидеры ЕС до
последнего момента отрицали проведение общей политики с тем, чтобы потом
попытаться скрытно перейти к ее осуществлению.
Эту загадку не удастся разрешить путем упрощения европейских проблем или поиска в Брюсселе решений, которые понравятся всем.
С
тех пор, как Франция и Голландия проголосовали в 2005 году против
принятия Конституции ЕС, сторонники ЕС вели себя подобно ребенку,
который держит палец на плотине; они не хотят укреплять ее фундамент из
страха, что их смоет волна евроскептицизма. В результате этого они
просто защищают неудовлетворительный и не выдерживающий испытаний
статус-кво: валюту, не обеспеченную всем достоянием государственной
казны; общие границы без единой миграционной политики и технократичную
европейскую внешнюю политику, не соответствующую интересам отдельных
государств. Все это привело к тому, что европейские лидеры оказались
неспособны вести конструктивный диалог с населением по таким важным
политическим темам, как финансовый кризис, иммиграция и прием Турции в
ЕС.
Единственная возможность восстановить доверие –а заодно и
предотвратить возможность распада- состоит в том, чтобы решительно
взяться за решение этих проблем, а заодно и пересмотреть классический
подход сторонников ЕС, прибегавших к идеалистическим формулам, чтобы
избежать трудных решений.
В первую очередь, европейские лидеры
должны принять как данность то обстоятельство, что по мере укрепления
еврозоны, Европа, как фактически, так и юридически, станет развиваться
разными темпами. Европейские институты должны будут не скрывать этот
факт, а принимать его во внимание и изыскивать способы поддерживать
чувство общей цели в мире, а также не допускать, чтобы самоустранившиеся
страны, вроде Великобритании, тормозили принятие эффективных решений в
каждой из сфер интеграции.
Во-вторых, в целях недопущения того,
чтобы столь разнородный Евросоюз погряз в бесплодных усилиях по поиску
средств, европейским лидерам необходимо будет достичь нового и четко
прописанного соглашения между кредиторами и заемщиками, между
государствами-членами, находящимися на севере и юге, востоке и западе
континента. В свете этого необходимо будет увязать меры экономии с
расходованием бюджетных средств, либерализацию цен с социальной защитой.
И, наконец, европейским лидерам придется найти способ снова
придать политическую направленность интеграционным процессам. Это
гораздо проще сказать, чем сделать. Метод Жана Монне (Jean Monnet) был
признан неэффективным уже три десятилетия тому назад, однако европейские
правительства были вынуждены вновь неоднократно прибегнуть к нему ввиду
сложностей с привлечением общественности на свою сторону.
Тем не
менее, тройной кризис в Европе лишил национальные правительства столь
удобной возможности прятаться за спины слабых лидеров, которых они
направляли в Брюссель. Чтобы избежать воздействия провала на результаты
выборов, им придется сейчас разработать целый комплекс мероприятий,
который европейские институты смогли бы претворить в жизнь. С самого
начала европейская интеграция развивалась в ответ на повторяющиеся
кризисы, но этому процессу нужен политический лидер, который бы
превратил бы кризисы из фактора торможения в источник новых сил. Сейчас
не время для консерватизма. Наступил момент, когда все надо создавать
заново.
Марк Леонард является директором Европейского Совета по международным отношениям.
|