Газета "Наш Мир" br>
Самым значимым экспонатом космической экспозиции Московского
авиакосмического салона (МАКС-2011), который начнется 16 августа, станет
концепт-модель возвращаемого пилотируемого корабля «Русь». Его
техническое проектирование сейчас ведет РКК «Энергия». Об этом
«Известиям» сообщил президент «Энергии» Виталий Лопота.
Эскизный проект «Руси» начал готовиться в компании два года назад.
Интерьер корабля разработал промышленный дизайнер Владимир Пирожков.
Пилотируемый космический корабль «Русь» в перспективе должен стать
заменой «Союзам», которые исправно возят людей в космос с 60-х годов
прошлого века. Планируется, что запускаться космические корабли будут
ракетами-носителями «Русь», которые сейчас проектируются самарским
предприятием «ЦСКБ-Прогресс». Стартовый комплекс для ракет «Русь» должен
быть построен на космодроме «Восточный» в Амурской области.
В апреле, в канун празднования 50-летия первого полета человека в
космос, Владимир Путин объявил, что Россия начинает строить космодром
«Восточный» в 2011 году, в 2015 году с него состоится первый
автоматический запуск, а в 2018-м — первый пилотируемый старт.
Запуск корабля «Русь» в этой схеме задуман как венец российской космической политики.
В реальности перспективы «Руси» выглядят не столь уверенно. Проблемы
начинаются с космодрома. Осенью прошлого года нынешний руководитель
Роскосмоса Владимир Поповкин (тогда он занимал должность первого
замминистра обороны РФ) внес в правительство подпрограмму к ФЦП
«Развитие российских космодромов», целиком посвященную созданию
обеспечивающей инфраструктуры «Восточного»: дорог, домов, больниц,
коммуникаций. Бюджет подпрограммы — 81,77 млрд рублей. Ее не утвердили
до сих пор — Минэкономразвития посоветовало урезать бюджет программы в
два раза.
Схожие проблемы могут возникнуть и с созданием ракетного комплекса
«Русь». К концу года «ЦСКБ-Прогресс» должно завершить проект комплекса.
В техзадании Роскосмоса проектировщику указано, что максимальная смета
не должна превышать 202 млрд рублей без учета летных испытаний.
Вероятность того, что бюджет выделит требуемую сумму, все деньги
вовремя поступят заказчику, а тот сможет в срок выполнить все работы,
безусловно, существует. Однако опыт создания ракет в России говорит,
что она невелика.
Например, ракетный центр Хруничева выиграл тендер на создание
ракеты-носителя нового поколения «Ангара» в 1994 году. Первый старт
«Ангары» наметили на 2005 год. В реальности она не летала до сих пор.
Так что опоздания на десяток лет — обычная практика для российской
ракетно-космической отрасли. Бывший глава Роскосмоса Анатолий Перминов в
марте на заседании правительства говорил, что при сегодняшних подходах
к финансированию космодрома «Восточный» первый старт оттуда состоится
не раньше 2020 года.
— Правильнее было бы иметь национальную стратегию, где были бы
сформулированы задачи в том числе и для пилотируемой космонавтики, —
говорит директор космического кластера фонда «Сколково» Сергей Жуков. —
Было бы понятно, куда нам лететь, какие корабли для этого нужны. Но
такой стратегии нет. Поэтому инициатива по созданию кораблей исходит от
производителя. Если мы и дальше будем рассчитывать на «Союзы», нас
обгонят конкуренты. Американцы в ближайшие пять лет достроят два
пилотируемых корабля, аналогичную возможность имеют японцы и европейцы.
По мнению Жукова, проект пилотируемой «Руси» может иметь
перспективы, если не привязывать его к «Восточному» и к ракете-носителю
«Русь».
— Не думаю, что в «Энергии» люди настолько наивны, чтобы полагаться
только на носитель «Русь», зная наши реалии. Мы, конечно, можем быть
оптимистами и считать, что «Русь» стартует с одноименным пилотируемым
кораблем в 2018 году с космодрома «Восточный». Но этого может и не быть.
Поэтому стоит брать в расчет, что пилотируемую «Русь» могут запускать
другие наши ракеты. Поэтому я думаю, что проектом стоит заниматься, но
имея в виду запуски с «Байконура».
|