Газета "Наш Мир" br> Путешествия в безвоздушное
пространство перестали быть «из разряда фантастики», теперь они
перебрались в категорию реальных. И если раньше билет на свидание с
космосом стоил таких же космических денег, то в ближайшем будущем
прогулку к звездам можно будет сравнить с обычной поездкой на поезде.
Мечты сбываются...
В 1957 году после первого удачного запуска ракеты Р-7 главный
конструктор СССР Сергей Королев сказал своим коллегам: «Скоро в космос
будем по профсоюзным путевкам летать...». Все посмеялись удачной шутке, а
через четыре года, в 1961 году, в космос полетел первый человек - Юрий
Гагарин. Запуск на орбиту первого искусственного объекта, получившего
название «Спутник», открыл космическую эру в истории человечества. С
того момента прошло уже пол века, «ракетно-небесная» отрасль ушла далеко
вперёд. Сегодня технологии из сферы экспериментальных и научных
исследований перешли в область практического использования. Теперь любой
человек, не являясь профессиональным космонавтом, может осуществить
мечту детства - отправится в настоящий космический полёт.
Космический туризм - оплачивающиеся из частных средств полёты в
космос или на околоземную орбиту в развлекательных или
научно-исследовательских целях. В настоящее время единственной
используемой целью космического туризма является Международная
космическая станция (МКС). Летают в космос только российские космические
корабли «Союз», а единственным орбитальным «курортом» пока является
Российский сегмент МКС.
Первопроходцы космического туризма
С 2001 года организацией полётов туристов занимаются «Роскосмос» в
сотрудничестве с американская компания Space Adventures. Пока эти
компании отправили на орбиту всего восемь туристов. Подготовка перед
полетом проводится в Звёздном городке под Москвой, а также в небольших
самолётах, симулирующих невесомость.
Первым космическим туристом в 2001 году стал 60-летний американец
итальянского происхождения Деннис Тито. Кроме него в состав экипажа
вошли профессиональные космонавты - Талгат Мусабаев и Юрий Батурин. За
свой полет Деннис заплатил 20 миллионов долларов, заработанных им на
ниве управления инвестициями и финансового консалтинга. Впрочем, нельзя
не отметить, что до основания собственной финансовой компании Деннис
Тито был инженером НАСА и имел прямое и непосредственное отношение к
подготовке космических полетов. Надо отметить, что в этом году
исполнилось 10 лет со дня первого полета космического туриста.
Вторым космотуристом стал бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, полетевший
на МКС 25 апреля 2002. Сопровождали Марка российский и итальянский
космонавты. За 8 дней пребывания на борту корабля «Союз ТМ-34»,
бизнесмен как и Деннис Тито заплатил около 20 млн. долларов. Для того,
чтобы участвовать в полёте, Шаттлворту пришлось пройти один год обучения
и подготовки, в том числе семь месяцев он провёл в Звёздном городке.
Шестью последующими туристами стали американец Грегори Олсен в 2005,
40-летняя американка иранского происхождения Ануше Ансари в 2006,
американский миллиардера венгерского происхождения Чарльз Симони,
летавший к космос дважды в 2007 и в 2009, разработчик компьютерных игр
Ричард Гэрриот в 2008 и основатель канадской компании Cirque du Soleil
Ги Лалиберте в 2009. Все эти коммерческие полёты, были призваны в первую
очередь удовлетворить амбиции отдельных миллионеров и немного подлатать
бюджет российской космической отрасли. Однако после стольких удачных
полётов всем стало очевидно - космический туризм возможен и сулит
немалые доходы. Работа над созданием кораблей для орбитальных круизов
началась полным ходом.
Конкуренция в космосе
На сегодняшний день, к реализации массовых космических полетов
наиболее близки частные компании Virgin Galactic и Space Adventures.
Space Adventures (совместный проект американской компании с
российской РКК «Энергия»), которая уже отправила в космический полёт 8
туристов, теперь намерена осуществлять не только суборбитальные (подъем
на 100-110 километров от Земли, несколько минут в невесомости и спуск)
полёты, но и планирует отправлять землян в обзорную экскурсию вокруг
Луны, и всё это уже через пять лет.
Прием заявок на лунный полет уже открыт. Путешествие займет чуть
больше недели. Корабль «Союз» будет иметь три посадочных места, два из
которых займут туристы, а одно - командир корабля. Но за такой полет
мечты придется распрощаться с кругленькой суммой - 150 миллионов
долларов. Но что для человека деньги, когда речь идет о космосе! Space
Adventures объявила, что один из двух билетов на этот полет уже куплен
очень известным человеком. Средства массовой информации довольно быстро
выяснили, что речь идет об известном кинорежиссере Джеймсе Кэмероне. Он и
сам не раз говорил, что с ранних лет мечтал лично насладиться красотами
космоса. Сейчас компания Space Adventures занимается строительством
космопортов в Объединённых Арабских Эмиратах и Сингапуре. Облететь
вокруг луны, это конечно интересно, но и цена на такую экскурсию тоже
интересная - $150 млн. Другая космо-туристическая компания Virgin
Galactic вокруг Луны пока не летит, но зато приятно удивляет ценами.
Всего $ 200 тыс. - и ты настоящий космонавт. И в невесомости побудешь, и
на землю из космоса посмотришь.
Космический проект компании Virgin Galactic
Сейчас Virgin Galactic проводит испытания корабля SpaceShipTwo
(«Космический корабль два»), а на сайтах virgingalactic.com и
rbranson.ru уже есть информация о том, что компания набирает пилотов. В
челноке нового образца поместятся 4 туриста и 2 члена экипажа. Команда
корабля будет испытывать небольшие перегрузки при взлёте и посадке, а
так же сможет насладиться несколькими минутами в невесомости. Запуск
туристических космопланов будет проводиться на первом в мире частном
космодроме, который строится в США, в штате Нью-Мексико. Компания
планирует отправлять по 3-4 ракеты с туристами в день. Экскурсия в
космос будет выглядеть так. Пассажиры разместятся в шестиместном
корабле, прикрепленном к самолету-носителю White Knight Two. На высоте
15 км космический корабль отделится и включит гибридный ракетный
двигатель с твердым топливом и жидким окислителем. За считанные минуты
аппарат разгонится до 4000 км/ч, втрое превысив скорость звука. Затем
тяга выключится, и пассажиры погрузятся в невесомость и глубокую тишину
космоса. Набор высоты будет некоторое время продолжаться по инерции. На
высоте свыше 100 км подъем сменится падением под действием силы тяжести.
Спустя несколько минут пилоты предложат пассажирам вновь занять свои
места в креслах и пристегнуть ремни. SpaceShipTwo изменит углы установки
крыльев и хвостового оперения, приступив к мощному аэроторможению. На
этом этапе пассажиров ждут перегрузка и незабываемые шумовые эффекты. С
высоты нескольких километров корабль спланирует вниз и зайдет на
посадку.
Virgin Galactic и Space Adventures - не единственные операторы,
претендующие на долю рынка суборбитальных туров. Компания RocketShip
Tours (Аризона, США) объявила в конце ноября 2008 года, что стоимость
полета на двухместном - пилот плюс пассажир - корабле Lynx («Рысь»),
который создан корпорацией XCOR Aerospace, составит «всего» $ 95 000
долларов. Более 20 рейсов уже зарезервированы клиентами, внесшими
депозиты по $ 20 000 долларов. Первым пассажиром станет датский
инвестиционный банкир и искатель приключений Пер Виммер.
Конечно, Lynx значительно уступает кораблям Virgin Galactic и Space
Adventures. Эта машина должна взлетать и садиться, как самолет, и сможет
подниматься максимум на 61 километр, что заметно не дотягивает до
условной границы космоса. За 30 минут полета турист получит
всего-навсего 90 секунд невесомости, которые проведет, не вставая с
кресла, а при возвращении в нижние слои атмосферы испытает перегрузку в 4
единицы. Зато у XCOR вдвое дешевле билеты. Так что у клиентов будет
возможность выбора.
Также свои космические проекты развивают европейская «Astrium» и американская «Armadillo Aerospace».
Космическая очередь в космический отель
По статистике, большинство людей забронировавших билеты в космос -
граждане США. На втором месте с небольшим отрывом идет Великобритания.
Есть среди очередников и граждане России, например, один из основателей
компании «Евросеть», Тимур Артемьев. Проявляют интерес к полетам и
звезды шоу-бизнеса. Ходят слухи, что места на суборбитальном корабле уже
зарезервировали Джон Траволта, Сигурни Уивер, и даже светская львица
Пэрис Хилтон.
Однако самым необычным пассажиром Virgin Galactic станет, вероятно,
прикованный к инвалидному креслу знаменитый британский астрофизик Стивен
Хокинг. Говорят, что ему полет Ричард Брэнсон пообещал «за счет
заведения». Кстати, в апреле 2007 года Хокинг уже испытал невесомость на
специально оборудованном самолете «Боинг-727-200F» компании Zero-G, в
котором при выполнении горки на полминуты появляется состояние
невесомости. В это время ученый парил в воздухе без своего кресла.
Несложно предположить, что когда в космос полетит сразу несколько
туристов, понадобятся дополнительные помещения - космические отели,
которые разрабатывает ряд компаний. Дальше других продвинулась фирма
магната из США Роберта Бигелоу (Bigelow), испытавшая в космосе два
надувных жилых модуля. Первоначально речь шла о том, что отели будут
полностью автономны, но следующий отельный модуль (запуск после 2012
года), скорее всего, соединят с МКС. От этого сам магнат только
выиграет, ведь в таком случае заказчиком модуля станет НАСА, стремящаяся
расширить объём американского сегмента станции.
Космический туризм в России
Пока США вкладывают миллиарды в космические тур-направления, Россия
наоборот в 2009 году приостановила эту отрасль. Сейчас для туристов
просто не осталось места - численность состава МКС достигла штатных
шести человек. Пока РКК «Энергия» производит четыре корабля в год, и все
они заняты членами экипажа МКС. В скором времени планируется перейти на
выпуск пяти кораблей в год - несколько месяцев назад начальник
пилотируемых программ Федерального космического агентства России Алексей
Краснов заявил: «Финансирование по пятому кораблю «Союз» будет в
ближайшее время. Пятый «Союз» нужен для освоения рынка коммерческих
космических услуг». В этом случае Россия сможет возобновить отправку
космических туристов на МКС после 2012 года, так как цикл производства
корабля «Союз» составляет около двух с половиной лет. Между тем, в
ближайшее время Роскосмос получит серьёзного конкурента - компанию
«Спейс-Икс» американца Элона Маска (Elon Musk), уже испытавшую
орбитальные ракету и корабль, пока грузовой, но создаётся и пилотируемая
версия. По соглашению с НАСА «Спейс-Икс» в перспективе будет доставлять
на МКС астронавтов, не отказываясь и от туристов. Маск спешит
состыковать свой грузовой корабль с МКС до конца года. Тогда
пилотируемый полет возможен года через три. Следовательно, российские
корабли перестанут быть единственными средствами доставки грузов и
астронавтов на станцию.
Есть и еще один проект, все с той же РКК «Энергией». В сентябре 2010
года частная компания «Орбитальные технологии» объявила о проекте
Коммерческой космической станции (ККС). Планируется, что она будет
вращаться вокруг Земли по той же орбите, что и МКС, и будет
использоваться для космического туризма, а также исследований,
осуществляемых частными компаниями. Кроме того, ККС может на несколько
дней стать убежищем для экипажа МКС в случае нештатной ситуации.
Отправлять туда людей будут также на российских «Союзах», а доставлять
грузы будут корабли «Прогресс». Однако разработчики надеются, что КСС
сможет работать с любыми «челноками». «Идея в том, чтобы причальные
порты могли принимать и европейские, и американские, а возможно, и
китайские космические корабли - словом, все типы, которые будут созданы
ко времени запуска» - комментирует будущий проект Сергей Костенко
директор компании «Орбитальные технологии».
Предположительно, в ближайшей перспективе, большая часть денег в
космической индустрии будет зарабатываться в основном на суборбитальных
полетах, которые доступны для значительно большего кол-ва людей, нежели
полеты на орбиту, не говоря уже о полете вокруг луны. Россия намерена
побороться за этот рынок с западными конкурентами, начав разработку
собственного проекта «Aerospace Rally System» (ARS, АРС), объединивший
усилия инженеров Московского авиационного института (МАИ), МГТУ им.
Баумана, Института военной медицины и РКК «Энергия». Отечественный
ракетоплан рассчитан всего на три посадочных места. Два для туристов и
одно для пилота. По заявлениям разработчиков, стоимость российского
суборбитального полета может оказаться самой дешевой в мире, около 50-60
тысяч долларов.
Вот как прокомментировал ситуацию Герой России, Заслуженный летчик-испытатель России, Космонавт-испытатель Магомед Толбоев:
У России, безусловно, есть возможности стать конкурентоспособным игроком в этой отрасли. Но надо исходить из 3-х составляющих.
Первая - это политическая. Российское космическое агентство должно
передать часть своих функций частным фирмам, которые хотят заниматься
туристическим бизнесом в космосе. Американцы это уже сделали, отдав
часть функций НАСА частным компаниям.
Вторая составляющая - это технические возможности России, как
наследника СССР. Мы были в нескольких шагах от запуска подобного
проекта. Имеется ввиду космический корабль «Молния» - младший брат
«Бурана», более легкий, более удобный и дешевый в эксплуатации. В части
научно-технического задела у России было все в порядке. В 1990 году
планировали запустить этот корабль, но в это время, как вы понимаете,
страна остановилась в своем развитии и проект приказал долго жить.
Американцы же за последние 25 лет не стояли на месте и сегодня, как вы
уже сказали, результат на лицо - в зарождающейся индустрии космического
туризма лидируют западные фирмы.
И третья составляющая - финансовые возможности частных фирм.
Российские частные компании такие возможности не предоставляют. У нас не
один миллиардер не хочет вкладывать деньги в космос и вопрос о развитии
отросли ложится полностью на плечи государственных фирм и
конструкторских бюро, у которых и без космического туризма есть ключевые
задачи, требующие огромных бюджетов. Для того, чтобы рынок коммерческих
полетов в России развивался, необходимо обеспечить спрос со стороны
российских миллионеров и миллиардеров. Но сегодня это сложно сделать в
связи с особой психологией российских бизнесменов. Они ведь очень боятся
потерять свои деньги и тем более рисковать своей жизнью. Американский
миллионер - это спортсмен, летчик, эскстримал, гонщик, в общем, человек,
готовый на риск. Таких примеров на западе сотни, если не тысячи. У
наших все по-другому, к сожалению.
Несмотря на все сложности, с которыми приходится сталкиваться
пионерам космического туризма, отрасль уверенно развивается. А
безвоздушное пространство сейчас коммерциализируется поистине с
космической скоростью. Конкурентная борьба между крупными компаниями в
обозримом будущем приведет к падению цен на космические туры, новые
технологии сделают их более безопасными и доступными. Все чаще ведутся
разговоры о создании земной колонии на Луне и туристических полетах на
наш спутник. В ближайшие 10 лет запланирован пилотируемый полет на Марс.
Кто знает, может мы, простые смертные, через десяток-другой лет
сможем бороздить галактики, как это делают любимые герои фантастических
фильмов.
|