Газета "Наш Мир" br>Его официальная высота 5 602 метра (практически высота Эльбруса) и он
признан книгой рекордов Гиннесса и журналом National Geographic, как
самый высокий в мире автомобильный перевал. На самом деле его высота по
моему GPS была 5 377 метров. Похоже, что власти Индии завысили высоту
перевала, чтобы получить пальму первенства, так как в Тибете есть еще
пара перевалов с дорогами, построенными выше 5 377. Но не суть.
1. В Тибете я оказался вместе с экспедицией, организованной сетью
ресторанов свободного полета "Две палочки”. С 1 по 15 июня посетители
ресторанов могли заполнить анкету на участие и отправится либо в
Венесуэлу, либо в Тибет. К сожалению, в связи с волнениями, китайцы
перестали выдавать визы в Тибет, и в последний момент его пришлось
заменить на Малый Тибет или Ладакх – регион, расположенный на севере
Индии, и практически идентичный Тибету.
Первые несколько дней мы провели в городе Лех, расположенном на
высоте 3 500 метров. Здесь мы проходили акклиматизацию перед дальнейшим
восхождением к удаленному озеру Цо Морири, где наша экспедиция должна
взять образцы воды и привезти их в Россию. О первых днях я расскажу
чуть позже, а сегодня хочу показать фотографии с перевала Кхардунг Ла.
Ранним утром мы сели в автомобили и поднялись за 2 часа почти на 2
километра до отметки 5 600 (5 377) метров. Там, на высоте более 5
километров над уровнем моря, все по другому: воздуха катастрофически не
хватает, вдох полной грудью сделать не получается, ноги ватные,
постоянно пошатывает, голова гудит, тошнит, речь замедленна, очень
сложно формулировать свои мысли, постоянная одышка и другие прелести.
2.
Но не на всех высота действует одинаково. Некоторых она пьянит и
вызывает эйфорию. В этом случае они делают непредсказуемые вещи,
например, срывают с себя одежды и фотографируются с незнакомыми
польскими байкерами:
3.
Солнечным утром мы начали подъем на перевал. Зеленая долина с Лехом
посередине, медленно удалялась, по мере того, как мы набирали высоту:
4.
5.
6. Накануне была плохая погода и верхушки гор засыпало снегом:
7.
Первую остановку мы сделали на 4 200, после подъема на 700 метров,
относительно уже комфортного для нас Леха. Дышать стало еще тяжелее, но
пока не критично. Больше беспокоило небольшое головокружение и нетвердая
походка. Поэтому я с замиранием сердца смотрел, когда мои друзья по
экспедиции залезали на острые камни, стоящие на обрыве:
8.
9.
10.
11.
12. На высоте 4 500 нас всех остановили на полицейском кордоне для проверки паспортов. До перевала оставалось 14 километров:
13. Дальше асфальт закончился и пошла мокрая грунтовка с ямами и сорвавшимися со скал булыжниками:
14.
15.
Update: Как выяснилось позже, эта велосипедистка - Тоня с
http://gingertea.ru/. Она уже 5 месяцев путешествует по северной Индии
на велосипеде:
16. Вид с 5 тысяч метров:
17. В Ладакхе очень много горных серпантинов с закрытыми поворотами. Перед каждым из них принято бибикать:
18. Чем выше в гору, тем уже дорога. Иногда было очень страшно разъезжаться на ней с грузовиками:
19.
20.
Все дороги Ладакха облеплены смешными табличками, где в поэтической
форме водителей призывают ездить аккуратно. Например табличка перед
самым перевалом гласит: "Вы едите по самой высокой в мире автомобильной
дороге, а не по срезке в рай!"
21.
22. Видите билайновскую вышку на горе? Это и есть перевал, а линия, разрезающая гору - наша дорога:
23. Но до него еще далеко:
24.
25. Зеленое пятно внизу - это Лех, откуда мы начали подъем:
26.
27.
28. Последний поворот и мы на перевале:
29. Здесь есть несколько магазинчиков с полупустыми прилавками и небольшая кафешка:
30.
Как и везде в Ладакхе, все вершины завешаны ритуальными флажками с
молитвами. Считается, что когда ветер теребит флажки, он считывает с них
молитвы и уносит в долину:
31.
32.
"Известный блогер Дмитрий Терновский". По-моему это уже стало мемом,
так как вся пресса не упоминает Диму иначе. А в бежевом кофре у него за
спиной лежит объектив, на котором расписался Дмитрий Анатольевич:
33. Побывать если и не на крыше мира, но явно на его карнизе, и не сфотографироваться с нашим флагом?
34. Машин на перевале было много и расписные грузовики с трудом протискивались мимо внедорожников с туристами:
35. Перевал Кхардунг Ла попал в книгу рекордов Гиннесса еще и благодаря самому высокому общественному туалету в мире:
36.
37. Еще одна фотография польских байкеров и участников нашей экспедиции:
38. Ну и, конечно, групповые фотографии:
39. На заднем плане виднеется Пакистан:
40.
Задача на день была подняться на перевал, тусануть там минут 20 и
спуститься вниз. Учитывая 4 предыдущих дня акклиматизации, все должны
было пройти безболезненно. Однако, группа состояла практически
полностью из молодых и выносливых ребят, которые забрались на соседний
пик и ни в какую не хотели уходить. В итоге мы провели на перевале около
полутора часов, да еще попали в пробку на пути вниз. В этот день мы
очень быстро - за 2 часа - поднялись на 2 километра, с уровня 3500 до
5600, да еще провели слишком много времени на высоте. Стечение этих
обстоятельств стали для меня фатальными. Не смотря на заверения гида о
том, что мне станет лучше, как только мы спустимся метров на 500, этого
не произошло. Чем дальше мы ехали вниз, тем сильнее горная болезнь
накрывала меня и моих товарищей. У нас болела голова, многих тошнило,
крутило живот и все ходили обессиленные. По приезду в гостиницу я лег
спать, а когда проснулся, понял, что ничего не вижу одним глазом:
41.
Наш гид дал мне сильное лекарство от горной болезни - диакарб. Через
час глаз прошел, но головная боль и тошнота остались. В итоге мы решили
вызвать доктора, который в том числе померил мне давление. Оно оказалось
170 на 120:
42. Он выписал мне какое-то сильно и быстро действующее лекарство и посадил на кислород:
Обещал, что все пройдет через пару часов, но сказал, что мне решать
продолжать экспедицию или нет, так как следующие 4 ночи мы должны были
спать на высотах 4500 – 4800 метров, а ночевка на такой высоте
переносится гораздо тяжелее, чем кратковременный подъем на 5600.
После визита доктора у меня было 3 варианта:
* Продолжить восхождение вместе со всеми.
* Отлежаться день в Лехе, посмотреть на самочувствие и, возможно, догнать остальных через день на озере Цо Морири.
* Улететь вниз в Дели на уровень моря, а затем в Москву.
В течении вечера мое решение плавно перетекало от первого пункта к
последнему. Дело в том, что не смотря на сильные лекарства, выданные
доктором, и его заверения о том, что давление через час должно снизится,
оно все равно росло.
Ко мне в номер притащили аппарат с кислородом, всунули мне в нос 2
грязных трубочки, явно побывавших до меня далеко не в одном носу, и
дали подышать кислородом. Обещали, что через 2 часа я вскочу с кровати и
побегу приставать к девчонкам, однако, через 2 часа мое состояние не
улучшилось, а продолжало ухудшаться.
Все это время я сидел в интернете и переписывался в твиттере со
своими друзьями, альпинистами, врачами и читателями. Практически все,
кто знает о горах не понаслышке, категорически советовали мне все
бросить и спуститься вниз, хотя бы на 1000 метров.
Беда в том, что Лех находится на высоте 3500 метров и вниз тут ехать
некуда. Можно либо улететь на самолете в Дели, либо ехать туда на
машине через несколько пятитысячных перевалов.
Друзья пугали меня тем, что я оставлю своих детей и жену сиротами,
ради своего эго, рассказывали кучу похожих на мою историй, когда все
заканчивалось летальным исходом. И уже около полуночи убедили таки
вернуться.
Я принял это решение еще и потому, что не раз уже переживал подобные
гипертонические кризы и знаю свой организм. Уж если у меня поднялось
высокое давление, то как минимум неделю его не сбить никакими
лекарствами. Именно поэтому оно у меня и не падало.
В общем, где-то в полночь я полез искать себе билет на завтра из
Леха до Москвы. Большинство авиакомпаний предлагали рейсы с 2-мя
пересадками и ночевкой в Дели. Самый удобный рейс "день в день” был у
Emirates через Дели и Дубай. C помощью Expedia.com я купил себе билет и
лег поспать до 4 утра, так как первый перелет у меня был в 6:50.
Ну а теперь самое интересное. В аэропорт Леха я приехал в 5:15 и
полчаса простоял на въезд. Проверяли все автомобили и пассажиров. Все
вежливо. Все спрашивали у меня паспорт и распечатку билетов, которой у
меня, естественно, не было.
В итоге, на парковку аэропорта меня пустили без нее, а вот на входе в
здание была еще одна проверка, через которую пройти не удалось. Меня
отправили в офис авиакомпании Kingfisher за распечаткой билетов. Там
выяснилось, что имя мое в компьютере есть, а вот билета у меня вроде
как и нет. Операционистка видела такое впервые, но отдавать мне пустую
распечатку отказалась. В итоге, пришлось купить у нее новый билет.
Попал в здание аэропорта. Быстро просканировали мой рюкзак, общупали
меня и пропустили к стойке регистрации. Выписали билет и отправили еще
на один шмон.
После того, как в Лехе вы попадаете в зал ожидания, вам надо выйти
на улицу, найти свой чемодан в куче других и сказать служащему, что он
ваш. Тот рисует на бирке волнистую линию и отправляет вас обратно.
До Дели долетели без приключений. Я очень надеялся, что будут видны
горы и даже специально взял место у окна, что делаю крайне редко (люблю
сидеть у прохода – там места больше), но весь пейзаж оказался затянут
плотными портьерными тучами.
В Дели опоздали на полчаса, но, учитывая, что я заложил 3 часа на
пересадку волноваться пока было не о чем. Как только двери самолета
открылись, я наконец-то смог вздохнуть полной грудью. Хоть это и
банально, но мы действительно начинаем ценить многие привычные вещи
только после того, как их у нас отобрали.
Вы не представляете себе, какое это счастье вздохнуть полной грудью,
счастье не задыхаться каждый раз, когда пьешь воду или поднимаешься на
второй этаж, счастье просто дышать…
Самочувствие мое, действительно достаточно быстро улучшилось, но
давление осталось. Я чувствую его по тупой боли в затылке и небольшой
тошноте.
Быстро получил багаж и пошел в крыло вылета. Тут начались мои
приключения. На входе, как обычно, стояли несколько автоматчиков, и
проверяли паспорта и распечатки билетов. Как и в Лехе, без распечатки
меня не пустили, а отправили в другой конец аэропорта в Information
desk, где никого не оказалось.
Прождав минут 20 я вернулся обратно и стал просить вызвать на улицу
представителя Emirates. Не получилось. Еще минут через 10 переговоров,
мне удалось убедить автоматчика, что билет у меня все-таки есть, просто
купил я его вчера поздно ночью и меня еще не внесли в списки (у них
были списки со всеми пассажирами Emirates, где меня не было). В общем,
прорвался обратно в аэропорт.
На регистрации выяснилось, что билета у меня и правда нет (привет
экспедии). Варианты у меня были "не лететь” или "купить новый билет”.
Хоть я и выбрал второй вариант, но сделать это оказалось не просто.
Вместе с сотрудницей Emirates меня отправили опять в другую часть
аэропорта. где были установлены телефоны автоматы. С него мы позвонили в
офис Emirates, так как кассы в аэропорту у них нет, и в течении минут
15 я громко зачитывал на весь аэропорт номера моего паспорта, кредитных
карт, дату рождения, в общем всю "нужную” информацию. Особенно
напрягали странные люди с блокнотами невдалеке, внимательно меня
слушающие и что-то записывающие.
В общем, я купил новый билет по телефону-автомату, заплатил 24 рупии
(15 рублей) за звонок и вместе с сотрудницей Emirates вернулся на
регистрацию. В этот раз все прошло удачно, но на посадочном талоне мне
от руки написали буквы RR.
Оказалось, что так как я купил билет в последнюю минуту, мне надо
сначала зайти в службу безопасности и объясниться в своем нетипичном
поведении. Пришлось рассказывать достаточно милому дедуле о том, как мы
поднимались на перевал, как мне стало плохо, что мне надо было срочно
спуститься вниз, а делать в Дели мне нечего, поэтому я и улетаю домой.
Отбрехался.
После паспортного контроля общупывали людей и проверяли ручную
кладь. В отличие от наших аэропортов, где общупывание доверенно
прелестным девушкам и иногда даже хочется, чтобы она выполняла свою
работу потщательнее, здесь мужчин досматривают мужики, а женщин отводят
в отдельные кабинки и досматривают там.
Сам я прошел без проблем, а вот рюкзак мой вызвал интерес. Ноут и
айпад я выложил еще до сканирования, но этого оказалось недостаточно и
сначала меня попросили выложить еще и провода от компьютера. Потом
пришлось вынимать все фотоаппараты, объективы, запасные батарейки и
прочую мелочь:
43. Рюкзак мой гоняли через сканер 4 раза, каждый раз заставляя
вытащить что-нибудь еще, пока он не оказался полностью пустой. Самое
смешное, что на все вещи, которые я выкладывал в коробку, никто даже не
взглянул.
Вы не поверите, но уже перед самой посадкой в самолет, после того,
как у вас в очередной раз проверили паспорт и оторвали корешок
посадочного талона, в глубине телетрапа, был еще один досмотр ручной
клади. Сканера у них тут не было, поэтому заставляли выкладывать все на
стол и крутили каждую вещь в руках.
Было интересно наблюдать за тем, что возят с собой люди. Тут было
все, начиная от стеклянных банок, набитых мелочью, гвоздями и
шпильками, до наборов эмалированной посуды. Почти у каждого второго
пассажира все эти предметы были завернуты в подарочную бумагу и их
заставляли разрывать ее и открыть каждую коробку.
Честно говоря, я уже не верил, что смогу сегодня улететь домой, но
вот сейчас я сижу в аэропорту Дубая и жду вылет на Москву. Вечером
прилечу и начну писать о первой половине нашей удивительной экспедиции в
высокогорный регион Ладакх. Stay Tuned!
|