Газета "Наш Мир" br>
Когда речь заходит об антицерковных настроениях в обществе, - а в
последнее время эта тема поднимается очень часто, - мне всегда
недостает ясного различения причин и мотивов возрастающего или, во
всяком случае, все более ярко проявляющегося негативного отношения к
Русской Православной Церкви
Я со своей стороны различаю причины «внешние» по отношению к русскому
Православию и «внутренние» причины, обусловленные современными
особенностями церковной жизни. Думаю, такое различение важно и полезно
для начавшейся дискуссии.
О «внешних» причинах
Первая и главная причина общественного неприятия православного
христианства в том, что все люди в той или иной мере имеют тягу ко злу.
Заповеди Христа и Имя Его для многих неприемлемы в принципе. Для
христиан – это азбучная истина, определяющая снисходительное и
терпеливое отношение к критике, но со стороны общества было бы полезно
помнить, что многие люди готовы беспричинно ругать, хулить и даже гнать
христиан, только за имя Христа.
Во-вторых, необходимо упомянуть и доставшуюся нам в наследство от
советского прошлого секулярную, производственно-ориентированную,
безбожную, достаточно неглубокую в гуманитарном плане массовую культуру,
которая не дает возможности понять христианство в его глубине и
осмыслить церковную жизнь по сути (подробнее см. тут).
Царствует прагматический подход, при котором Православие воспринимается
враждебно, как «черный ящик», а иногда и как угроза «личной жизни» и
свободе.
Наиболее ярко постсоветская культура проявила себя в телевидении и
других СМИ, которые куда сильнее, чем «семья и школа», формируют
мировоззрение народа. Осмелюсь сказать, что сегодня информационный поток
во многом антихристианский. Это даже доказывать не нужно, ибо основные
приоритеты - власть, деньги, насилие, секс.
Мне понятно, что за телевидением и другими СМИ, давно ставшими
частным бизнесом, стоят баснословные деньги, задача которых очевидна -
дать власть и принести еще больше денег. Тут и говорить нечего о
воспитательных функциях, о нравственности. За все 20 лет постсоветской
жизни даже Русская Церковь не смогла всерьез или вернее никак не смогла
повлиять на нравственность телеэфира. Мне не известен ни один случай
снятия программы с эфира по инициативе Церкви, хотя неоднократно и на
официальном уровне упоминались наиболее развратные и разлагающие наше
общество телепрограммы. Что уж говорить про общественный совет по
нравственности, идея создания которого обсуждалась многократно, а до
дела так и не дошло (об этом я тоже как-то писал).
Если опустить «мелочи» типа лжи, бесчестия, властолюбия, бескультурья и
все размывающей попсы, даже откровенная порнография и оккультизм как
процветали, так и процветают на телевидении, воспитывая, вернее разлагая
россиян. Православные же телеканалы не могут нисколько компенсировать
это разложение, ибо являют собой нечто мало профессиональное и занудное
и, по мнению многих, скорее отталкивают людей от православного
христианства, чем приводят в него.
Влияние телевидения столь мощно, что даже в церковных кругах мне
приходилось слышать выражение: «чего нет в телевизоре, того нет в
жизни». Нравственное, эстетическое мировосприятие россиян сегодня так
слабо и так зависит от телевидения, что порой мне становится страшно -
стоит провести по «зомбоящику» «разоблачительную компанию» против
православных в стиле «антилужковского сериала», и народ пойдет громить
храмы.
В-третьих, недовольству Церковью способствуют и ложные ожидания со
стороны общества. С одной стороны, ожидания псевдорелигиозные. Среди
россиян сложилось и даже укоренилось во многом языческое, обрядовое,
формальное и даже коммерческое представление о православном
христианстве, логика которого выражается просто: «я тебе, ты мне».
Первая часть «договора» - средства на храм, покупка свечей и т.д., как
правило, исполняется, а вот вторая - здоровье, деньги, успех и земное
благополучие - нет, ничего этого у россиян не прибавляется. Церковная
жизнь как воплощение личной веры во Христа народу не нужна.
С другой стороны, и это более важно, есть ложные ожидания социальных
благ и даже хоть какой-то помощи от Русской Церкви, порожденные
фантазиями народа. Недовольство властями, социально-экономические
трудности, даже отчаяние сублимируются, выливаются в надежды, что РПЦ -
реальный защитник и помощник. Но время идет, а ожидаемая помощь не
приходит, и в людях накапливается недовольство, выливаемое и на Церковь в
том числе.
К сожалению, мало кто понимает, что Русская Церковь не может стать
неким «министерством» по материальной, социальной, психологической и
другой помощи, ибо Она - это, прежде всего, единство христиан,
объединенных верой и желанием жить со Христом Богом и исполнять Его
заповеди. Безусловно, Церковь может и даже должна заниматься и
миротворчеством, и социальным служением, и культурным просвещением, но
надо понимать, что для нее - это разные виды служения христиан, которые
не могут быть регламентированы заранее и жестко. Никакие христианские
служения в принципе не смогут стать системным откликом на
разваливающуюся социально-экономическую жизнь страны.
Задача и призвание Церкви не в решении проблем. Невозможно в принципе
выжать из христиан «систему служения» или «КПД», невозможно служение
встроить в «вертикаль управления». Именно эта идея служения, как
добровольного исполнения заповедей ради ближних и ради Христа, не ясна
«внешним» по отношению к Церкви людям, что и порождает ложные ожидания.
В-четвертых, скажу о чудовищной безграмотности светских журналистов и
разного рода «говорящих голов», мало сведущих в церковных делах и
вопросах веры. Часто точно описывая свои ощущения, опыт или настроения
людей, журналисты не могут адекватно понять смысл и причины
происходящего, не могут даже адекватно воспринять церковную терминологию
и структуру церковного управления. Описываемая ими церковная жизнь не
имеет отношение к реальности, но ярко отпечатывается в сознании
смотрящих, слушающих и читающих.
Я не понимаю, почему, но отсутствует распространенная систематическая
практика консультаций, работы с экспертами, пусть и по аналогии с
темами экономики или даже погоды. Вместо того чтобы разобраться в
чем-то и перевести событие на понятный светской аудиторией язык, события
важные для Церкви и даже Страны просто игнорируются. Светские
журналисты слишком часто обращаются к наиболее им понятным
«приземленным» церковным темам, к скандалам и «разоблачениям», чем
формируют у людей неадекватный образ РПЦ, как одной из сфер жизни
россиян, наподобие шоубизнеса.
«Внутренние» причины
Первая и самая главная «внутренняя» причина способная породить
недовольство Русской Церковью – это жизнь самих православных христиан.
Церковные люди по факту живут так же, как и многие вокруг в простой
жизни и в бизнесе. Православные не против высокооплачеваемой работы,
смотрят телевизор, слушают рок и поп-музыку, интересуются новостями,
носят модную и дорогую одежду, пьют спиртное и даже курят сигареты.
Более того, всем известны истории о развалившейся семье священника, о
том, кто с кем выпивал, кто кого встретил на курорте, кто хитростью
получил деньги и потратил их на храм, кто и почему ездит на дорогой
машине, кто провел гаишника и не заплатил штраф и.т.д. и т.п. Доверие к
таким рассказам высоко, ибо в большинстве случаев они идут от очевидцев.
Помню, как лет двадцать назад мой институтский друг передавал мне слова
своей мамы, причастной к гостиничному делу, что некоторый известный ей
лично нечистоплотный «бизнесмен» рукоположен в священники. Как такое
опровергнуть? Конечно, с появлением блогов и социальных сетей количество
таких рассказов возросло, а достоверность упала, но все же по сути
ничего не изменилось. Шила в мешке не утаишь.
Понятно, что народное ожидание святости «здесь и сейчас» - это
очередной миф, очередное ложное ожидание. Но разве со стороны
православных «Церковь земная» не проповедовалась как «Церковь небесная»?
В некоторых случаях люди справедливо ждут от священников и прихожан
«небожительства», ибо только о нем слышат и справедливо недоумевают, что
не видят святости вокруг и на каждом шагу. Мне не ясно, почему же до
сих пор православные христиане не предлагают вовне реального
современного понимания церковной жизни?
Очень ярко противоречие между проповедью и реальностью вскрылось на
примере известного режиссера и актера, ставшего священником. Мало кто
может понять, почему для него, по его собственным словам, «все рамки
раздвинуты» и нельзя лишь «попирать основные принципы», «делать
порнографию» и «ненаказуемое насилие», а простым христианам нельзя даже
молочка в пост попить?
Итак, серьезнейшая «внутренняя» проблема православных христиан -
необъяснение себе и окружающему миру, что же значит жизнь христианина в
современном мире, что же действительно отличает христиан от нехристиан
сегодня.
Вторая причина, - и об этом уже говорилось выше, - непонятность
Православия, непринятие обществом некоторых архаичных традиций
(достаточно обратиться к дискуссии о церковно-славянском языке).
Со стороны православных пора перестать игнорировать эту истину и начать
всерьез вкладываться в просветительские, образовательные и социальные
проекты. Современность, понятность и значимость дел и слов, обращенных
от Церкви к обществу, не означает отступление от «веры отцов». Но об
этом уж много раз писалось и говорилось.
В-третьих, следует
сказать, что с точки зрения современного человека, привыкшего к полной
информационной открытости, очень сильно влияет на отношение к Русской
Церкви закрытость информации о внутренней жизни. Я не говорю, что
закрытость - плохо. Я говорю, что это трудно понять и принять
современному человеку. Из последних ярких дискуссий по внутрицерковным
вопросам, вышедшим из блогов в СМИ, ясно, что даже многим православным
христианам что-то не понятно, и они вынуждены задавать вопросы и
говорить о своих недоумениях. Единственный, оставшийся в некоторых темах
аргумент «мы доверяем начальству», вполне приемлем внутри православного
сообщества, но он точно не работает вовне. Пример последних дней -
нашумевшее открытое письмо Святейшему Патриарху, где высказывалось
недовольство сотрудничеством между Церковью и Министерством
здравоохранения. Поводом послужила трагическая история отказа в лечении
тяжелобольному человеку. Автора письма аргумент «доверия» не
удовлетворяет, ему важно понять, почему Церковь, заключая договора,
молчит о коррупции и безнравственности в области здравоохранения?
Из-за информационной закрытости многие обращаются к слухам и
домыслам, а этим, в свою очередь, пользуются лгуны и провокаторы.
Вспомним известную телепередачу «НТВ-шники», посвященную «разоблачениям»
РПЦ.
К сожалению, за 20 лет церковная журналистика никак не усвоит
азбучный принцип текстовой рекламы: надо объяснять «почему?» и «зачем?»,
а не просто свысока декларировать «истину в последней инстанции». Если
люди понимают смысл происходящего, если разделяют цель, то не только с
терпением отнесутся к временным трудностям или чьим-то ошибкам, но и
станут помощниками и защитниками – Апологетами Церкви.
Я думаю, естественным противовесом разного рода слухам и клевете
могла бы стать реальная живая православная блогосфера, о потенциале
которой я как-то писал.
Понятно, что блоггеры могут быть и критиками, но если они православные
христиане, то всегда будут на стороне Церкви. Я говорю не о показных или
заказных оправдательных статьях, а о живом отклике участников и
очевидцев. Но, к сожалению, по ряду причин такая блогосфера всерьез не
сложилась. Никто не отнесся с доверием и пониманием к активистам
Интернет-пространства.
В-четвертых, я думаю, что очень пагубно на имидж Церкви влияет
внутренняя глубокая разделенность православных, часто по вторичным
вопросам. «Внешние» по отношению к Православию люди не могут этого не
знать и не видеть.
К примеру, очень яркое вышедшее в крупные СМИ разделение православных
породило скандал с «наркоборческой» деятельностью в Екатеринбургской
области. Камнем преткновения стала тема отношения к зависимым людям –
наркоманам, алкоголикам: относиться ли к ним как к личностям, или они не
более чем «опасность». Вера во Христа оказалась столь малозначима для
самих христиан, что даже ради нее многие не согласились прийти к
примирению. Разве это не антимиссия?
Второй пример. Известный авторитетный православный блоггер в своем
живом журнале стравливает людей, «сливает» доносы и компроматы, причем
даже на епископов. По сути, он создал площадку по травле братьев
христиан и, не стесняясь никого и ничего, лишь набирает обороты и входит
во все больший задор. Дошло до того, что руководителю одной из
Синодальных структур пришлось публично через известное информационное
агентство осадить зарвавшегося блоггера. Не заметить столь скандального,
яркого и статусного Интернет-сайта невозможно. Вполне логично услышать
вопрос: как можно доверять православным, если среди них, не стесняясь,
орудуют «черные пиарщики» и провокаторы?
В заключение скажу, что негативному отношению к РПЦ служит и
демагогичность проповеди многих православных активистов. Мне доводилось
слышать нелестные отклики о Русской Православной Церкви как «организации
демагогов». Слишком много говорится правильного и нужного, но далеко не
всегда извне видны дела подтверждающие сказанное. Конечно, тут есть
недоработка православных СМИ, сказывается опять же и отсутствие развитой
блогосферы, но не только. К примеру, ярко, иногда чересчур ярко
пропагандируется многодетность. Но за исключением единичных примеров, не
известны свидетельства о поддержке многодетных семей и молодых
родителей во внутрицерковной среде. Зарплаты церковных работников, как
правило, не позволяют содержать даже семью с одним ребенком, не говоря о
трех и более. Людям извне не известны ни случаи выплат положенных
законом, ни случаи предоставления оплачиваемых декретных отпусков и
отпусков по содержанию малолетних детей и т.д. Известные православные
организации не принимают на работу женщин-матерей, мотивируя это
высокими требованиями к работе. Справедливости ради надо заметить, что
последние пару лет с развитием Синодального отдела по церковной
благотворительности и социальной работе что-то меняется, но пока – это
капля в море.
Что из всего этого следует?
Перечислением столь многочисленных причин негативного отношения к
Русской Православной Церкви я постарался показать, что эта тема не
черно-белая, она не имеет единственно правильного решения или ответа. Со
стороны православных, слишком часто говорят о «внешних» причинах и
игнорируют или просто отрицают «внутренние». Со стороны светских, почти
всегда забывается, что Православие – это в первую очередь христианство, и
упор делается на «внешние» формы и ошибки церковной жизни.
Единственно, что может противостоять все возрастающему общественному
недовольству, - а я думаю, что оно действительно нарастает, - это диалог
и желание услышать оппонентов и критиков, причем не только в лагере
своих «противников», но и в собственном. Ярким примером такого диалога
было выступление сопредседателя партии «Правое дело» Леонида Гозмана на
Всемирном Русском народном соборе в присутствии Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла.
Для православных, которым выход в серьезные СМИ «заказан», я думаю,
очень важна информационная открытость и наличие Интернет-пространства
для публичного, честного и доверительного обсуждения современных проблем
церковной жизни. Вероятно, по замыслу организаторов, такой площадкой
может стать сайт«Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви» -
церковно-общественного совещательного органа, призванного рассматривать
актуальные вопросы церковной жизни и предлагать священноначалию
возможные решения этих вопросов.
|