Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Ватикан будит "тоску по Богу"
Газета "Наш Мир"

Недавно, выступая в Саранске (Мордовия), Патриарх Московский и всея Руси Кирилл недоумевал: он не мог себе объяснить, что «сегодня, спустя 20 лет после устранения официального атеизма из государственной идеологии, снова появляются политики, которые заявляют, что ни Бог, ни Церковь нашей стране не нужны». Ведь, добавил он, «когда завершилась эта эпоха, многим казалось, что мы получили прививку от атеизма на десятки, а может, на сотни лет». Недоумение Патриарха понятно: Мордовия была одним из многочисленных островов архипелага ГУЛАГ, в котором погибло множество верующих и клириков. По сути дела, подобным образом смотрит на эти вопросы и Папа Римский Бенедикт XVI: в энциклике «Spe salvi» («Спасенные надеждой») он подверг резкой критике современный атеизм, который «привел к появлению в мире грубейших форм жестокости».

Все это верно, и Церкви считают атеизм явлением, которое следует принимать всерьез. Но кое-что требует уточнения: действительно, в нашу эпоху впервые была предпринята попытка насильственно навязать миллионам атеистическое мировоззрение. Но атеизм как таковой – не порождение коммунизма, и коммунистические, но немарксистские (скажем – коллективистские) формы общественного устройства необязательно носят атеистический характер. В свою очередь, атеизм существует и вне идеологической парадигмы марксизма. Существует, например, «буржуазный» атеизм, как у светочей эпохи Просвещения, начиная с Вольтера. На самом деле атеизм всегда сопутствовал религии, и, вероятно, он так же неустраним из человеческого мышления, как и сама религия. Следовательно, попытки искоренить атеизм не менее тщетны, чем попытки искоренить религию. Все равно никогда всех людей не убедишь ни в том, что Бог есть, ни в том, что Бога нет.

Свидетельства о бытовании атеизма в Древнем мире есть даже в Библии: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс 13:1). Любопытно, что в Древнем Риме сами христиане обвинялись в атеизме: ведь они отрицали и отвергали традиционных богов и поклонялись человеку, который для язычников не только не имел ничего божественного, но и был осужден как государственный преступник. Один из шедевров латинской литературы – поэма Лукреция «De rerum natura» («О природе вещей») является, в сущности, гимном атеизму: в ней встречается знаменитый стих: «Tantum religio potuit suadere malorum» («Сколько зол могла внушить религия!»).

На Западе, не пережившем ужасов гонений на религии, атеизм возвращается в моду, как ни парадоксально, вместе с оживлением религиозного чувства. Папу Римского во время его пастырских поездок всегда встречают огромные толпы; чтобы присутствовать на похоронах Иоанна Павла II, в Рим прибыли не менее 2 млн. человек. Но в то же время Бенедикт XVI бичует распространяющиеся релятивизм (убеждение, что все религии, по сути дела, одинаковы, одной «правильной» религии нет) и индифферентизм (когда люди равнодушны к религии и не ставят перед собой вопросов о том, есть ли Бог).

В Италии живут знаменитый апологет христианства, писатель Витторио Мессори, автор книги «Гипотезы о Иисусе», и не менее известный поборник атеизма, математик и бывший семинарист Пьерджорджо Одифредди, написавший книгу «Почему мы не можем быть христианами (и еще менее католиками)». В международном плане можно упомянуть две книги на английском языке, выдержанные в духе научного атеизма и достигшие довольно широкой огласки: «Бог как иллюзия» («The God Delusion») британского ученого Ричарда Докинза и «Доводы против Бога» («The Case against God») американского философа Джорджа Смита.

Как реагирует Католическая Церковь на это наступление атеизма, идущее уже не от активистов советского общества «Знание», а от солидных западных ученых? Попыткой принять вызов и перейти на новую ступень отношений с атеизмом. На повестке дня не демонизация атеизма, а диалог с ним с целью вытянуть на поверхность ту «тоску по Богу», которая, по мнению богословов, дремлет в сердце каждого человека.

Папа Павел VI после II Ватиканского Собора сформировал Секретариат по диалогу с неверующими, который вызвал в Церкви много полемики, поскольку тогда шла речь прежде всего о контактах с идеологами государственного атеизма СССР и Восточной Европы. Позднее секретариат был переименован в Совет по диалогу с неверующими, и после падения коммунизма Папа Иоанн Павел II включил его в Секретариат по делам культуры.

16 марта 1991 года, когда СССР уже дышал на ладан, Папа Войтыла выступил с речью на ассамблее Совета по диалогу с неверующими в Ватикане и сделал акцент на том факте, что выживший атеизм, так сказать, уже не эманация коммунизма. Папа сказал: «Атеистические идеологии и мировоззрения, построенные в XIX веке, уже оказывают только уменьшенное влияние, и классики атеизма больше не занимают центр сцены. Воинствующий атеизм, причинивший много вреда, породил своего рода новую языческую религиозность: это искушение самообожествлением, произвольный отказ от морального закона, наконец трагическое испытание злом. Индустриализованные общества с передовой технологией, с образом мышления, обусловленным средствами массовой информации, стали жертвами девальвации ценностей и потери морального чувства». «Это, – заключил Папа, – и есть новая почва для диалога с неверующими; это и есть самая насущная задача».

Значит, предполагается диалог не чисто апологетический, а культурный, философский, социальный. Председатель Папского совета по делам культуры кардинал Джанфранко Равази недавно заявил в L'Osservatore Romano: «Диалог между верующими и неверующими становится возможным, когда одни отказываются от догматической апологетики, а другие от кощунственных выпадов и отбрасывается серое покрывало поверхностности и безразличия... Надо, наоборот, выявлять глубокие причины надежды верующих и сомнений агностиков». То есть учитывать взаимные мотивы и спокойно их анализировать.

На этих принципах построен проект, недавно разработанный Советом по делам культуры. Он называется «Двор язычников». Название адресует нас к реалиям библейского Иерусалима. Так именовался тот участок иерусалимского храма, в который допускались и иноверцы, и неверующие, в отличие от других помещений святилища, куда им путь был заказан. Проект стартовал в конце мая в Париже под эгидой Ватикана, ЮНЕСКО, Сорбонны и Французской академии наук. Были проведены три семинара на тему «Просвещение и религия», на которых присутствовал перешедший в католичество бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Так что у диалога верующих и атеистов может быть хорошее продолжение.

Категория: Общерелигиозные | Просмотров: 365 | Добавил: Alinamaratovna | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://religare.ru

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана