Газета "Наш Мир" br>
Второй полёт гиперзвукового аппарата, созданного по заказу
исследовательского агентства Пентагона DARPA, закончился провалом.
Так же как и первый, состоявшийся более года назад. Инженерам никак не
даётся в руки технология, потенциально способная породить новый вид
оружия. Тестовый гиперзвуковой летательный аппарат Falcon HTV-2 (Force Application and Launch from Continental United States Hypersonic Technology Vehicle)
отправился в свой второй рейс 11 августа 2011 года. Сначала, в полном
соответствии с планом, ракета-носитель подняла эту машину на большую
высоту и разогнала до скорости 20 М (примерно 21 тысяча км/ч, это близко
к первой космической). Далее самолёт Falcon отделился от носителя
и начал самостоятельный полёт в верхних слоях атмосферы, скользя в ней
с темпом, который приводил к нагреву обшивки едва ли не до пары тысяч
градусов. К сожалению экспериментаторов, через несколько минут
полёта связь с аппаратом была потеряна. Он упал в Тихий океан.
Аналогично закончился первый такой же тест, проведённый в 2010 году. По
замыслу авторов самолёта, аппарат такого типа (напомним, что сам
HTV-2 — лишь небольшой прототип), стартуя с территории США, мог бы
доставлять некую боевую нагрузку в любую точку земного шара в пределах
часа. С учётом того, что «мощный пинок» этому бескрылому планеру
должна придавать лёгкая ракета космического класса, HTV-2 по применению
пока больше похож на боеголовку МБР, чем на действительно
самостоятельный самолёт. (Дальнейшее развитее проекта может изменить
такое положение дел.) Но и в таком виде Falcon может маневрировать
в атмосфере в довольно широких пределах. И траектория его полёта не
совпадает с простой «баллистикой» у МБР, аппарат может подскакивать
в атмосфере, словно плоский камешек, пущенный по воде. Задача «Фалкона» – проверка технологии теплозащиты корпуса и систем управления. С последними, похоже, американцам и не везёт.Между
двумя тестами инженеры внесли в конструкцию «Фалкона» ряд изменений.
В частности, изменили центр тяжести, чтобы уменьшить угол атаки, а также
добавили маленькие реактивные движки для разворота машины, в помощь
классическим управляемым аэродинамическим поверхностям. Однако всё
это не помогло аппарату успешно выполнить задание (а автономный полёт
должен был продолжаться намного дольше, чем то время, что удалось
показать — 30 минут против 9). «Мы знаем, как забросить самолёт
в ближний космос. Мы знаем, как отправить его в атмосферный
гиперзвуковой полёт. Но мы ещё не знаем, как достичь желаемого контроля
на аэродинамическом этапе полёта. Это досадно. Я уверен, есть решение.
Мы должны найти его», — приводит Gizmag слова Криса Шульца (Chris Schulz), менеджера проекта. Испытания «Фалкона» будут продолжены, но точную дату третьего старта американцы не называют.
|