Газета "Наш Мир" br> В ходе опроса, недавно проведенного в
Эстонии, выяснилось, что только 20% местных граждан считают религию
важной частью своей жизни. Таким образом, по официальным статистическим
данным, эстонцы являются наименее религиозной нацией планеты. Но
означает ли это, что у них отсутствует вера?
Прогулки по ветреным улицам Таллина, мимо
изящных шпилей старого города и церквей, из которых доносится
колокольный звон и песнопения, могут создать обманчивое впечатление об
этом городе и стране в целом.
Если присмотреться, то выясняется, что большинство прихожан в местных храмах - иностранные туристы.
Как-то раз в воскресенье я зашел в Домский собор
в Таллине и поразился: оказалось, что большая часть верующих - приезжие
из Голландии, и только несколько человек на задних рядах (не более 15) -
коренные эстонцы, регулярно приходящие в храм.
История вместо религии
Однако, по словам настоятеля собора Архо Тухкру, эта проблема существует давно.
"Люди у нас верующие, - говорит священник. -
Только они не хотят принадлежать к церкви. У нас просто нет традиций, по
которым люди идут в церковь целыми семьями".
Национальная символика для многих эстонцев гораздо важнее, чем религиозная
Хотя лютеранская церковь является крупнейшей в Эстонии, к ней принадлежат всего 13% населения страны, говорит Тухкру.
Но есть и более убедительная статистика: только каждый пятый эстонец считает веру важной частью своей жизни.
Подобная тенденция отражается на всех уровнях общества. Например, в школах, где религия как не является отдельным предметом.
Вместо этого на уроках истории юные эстонцы
узнают о завоевателях, немцах и датчанах, которые принесли в их страну
христианство. В те годы эту религию стали считать вероисповеданием
колонизаторов, которое отвергало большинство населения.
"Думаю, одна из причин, по которой в наши дни
эстонское общество можно называть светским, - это четкое различие между
национальной и религиозной идентификацией нашего народа", - поясняет
советник правительственного департамента по делам религии Ринго Рингвее.
Еще одно препятствие - это язык. Многие эстонцы
попросту не могли понять слова проповедей, которые им пытались
втолковать заморские миссионеры.
"Лютеране говорили на немецком, - объясняет
Рингвее. - В XIX веке появилась Русская православная церковь, и до
начала XX века ее языком был русский".
В 1920-х, когда Эстония стала независимой,
появилась Эстонская апостольская православная церковь (ЭАПЦ), которая
относилась к юрисдикции Константинопольского патриархата, а не Москвы.
Во ее церквях службу вели в основном на эстонском языке, но после
оккупации Эстонии Советским Союзом ЭАПЦ присоединили к Московскому
Патриархату.
Во времена Советского Союза религия не
поощрялась. И если в других бывших советских республиках после развала
СССР христианство пережило возрождение, в Эстонии этого так и не
произошло.
Впрочем, это совсем не означает, что эстонцы ни во что не верят.
Неоязычники
В лесу, расположенном примерно в 300 километрах
от Таллина, я встретил группу любителей природы. Даже не просто
любителей, а людей, которые ей поклоняются.
Айгар Пихо, отец восьмерых детей, называет себя язычником
"Мы - язычники, - говорит Айгар Пихо, отец
восьмерых детей, житель поселка Рыуге на юге Эстонии. - Наш бог - в
природе. Не спешите, присядьте и послушайте".
Айгар, как и многие эстонцы, человек
одухотворенный. Он называет свое вероисповедание "Маауск" (то есть
"родная вера"). Согласно этой религии, самое священное - это деревья и
земля, которые обладают божественной силой.
У Айгара есть место для молитвы - лес. Но у него
нет ни обрядов, ни священных писаний, поэтому его религию трудно
назвать организованной.
Тут вступает его 22-летняя дочь Котре: "Мы
говорим: "Да, мы "маауск", но в подробности не вдаемся. Мы просто
понимаем, что это означает гармонию между природой и нашими душами".
Меня приглашают на праздник летнего
солнцестояния, во время которого Айгар и члены его семьи танцуют около
огромного костра, сооружают гигантские деревянные качели и поют.
Девушки собирают цветы и делают из них венки,
которые, по местным древним верованиям, нужно класть под подушку, чтобы
найти мужа.
Такие традиции глубоко укоренены эстонской
культуре: более 50% населения страны говорят, что верят в некую
жизненную силу, хотя и не могут толком ее описать.
Впрочем, есть некоторые споры относительно возраста таких традиций.
"Они обычно основаны на фольклорных
исследованиях, которые велись в конце XIX - начале XX века, - считает
археолог Тынно Йонкус, который специализируется на истории эстонской
религии. - Они в это верили, и этим пользовались. Но это нельзя отнести к
средневековью, или к дохристианским временам".
Другие считают иначе. В Эстонии существует
группа под названием "Маавалла Кода", которая опирается на древние
рунические календари.
Понимающая рябина
Среди трех-четырех сотен ее членов - Андрес
Хейнапуу и его сын Отть. Для этих людей связь с землей - это нечто очень
личное. Все строится на отношении к живой природе, которая тебя
окружает.
"У дерева нет ушей, - говорит Андрес Хейнапу,
один из членов религиозной группы. - Я прихожу к дереву и мысленно задаю
отчетливый вопрос. А потом я каким-то образом чувствую, что мне
посылают ответ".
"То есть вы беседуете с деревом?" - спрашиваю его я. "Конечно!" - отвечает Андрес.
Я говорю, что тоже хотел бы говорить с деревьями, но каким же образом можно поддерживать разговор с предметом?
В ответ Отть возражает, что дуб в разговоре
может быть весьма резким в суждениях, а рябина, напротив, склонна
проявлять понимание.
Поговорив с членами "Маавалла Кода", я понимаю,
что большинство эстонцев любят природу и стремятся защитить ее. И что
некоторые люди, такие, как Отть и его отец, проявляют в этом уж слишком
большое рвение.
Те чувства, которые они испытывают к своей стране и ее природе, - это своеобразный мирный национализм.
Но именно из-за него церкви стало трудно
определить свое место в обществе, где христианство - и организованная
религия в целом - остаются далеко не главным приоритетом.
|