Газета "Наш Мир" br>
Одним из расхожих мнений в общемировом масштабе об
Исламе является констатация факта отсутствия в этой религии прав
человека. В свете последних событий в арабском мире данная тема вновь
оказалась на поверхности, но ситуация - значительно шире. Речь идет об
убеждении масс людей в непредусмотренности Исламом свободы личности
практически ни в одной области.
К сожалению, многие уверенно
говорят об этом, не будучи знакомыми, даже в общих чертах, со словами
Всевышнего, доведенными до человечества пророком Мухаммадом (мир ему и
благословение). А ведь Откровение предоставляет необходимую информацию
на этот счет.
Давайте попробуем сакцентировать внимание на
нескольких аятах. Элементарно, как описывается история сотворения
человека? Создав человека (наместника, по Корану), «сказали Мы ангелам - Падите ниц перед Адамом! Все они поклонились, кроме Иблиса».
Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа (сура «Пещера»
:50). Что предпринимает в этой связи величайший Аллах, возжелавший
положить начало роду человеческому? Казнит ослушавшегося? Отнюдь. Он
всего лишь произносит - «Низвергнись отсюда!», вслед за чем позволяет
первому в мире оппозиционеру вступить с Ним в диалог. Дьявол попросил
отсрочку до того дня, когда люди будут воскрешены, решив отомстить
становящимся любимыми творениями Господа людям довольно своеобразно -
посредством совращения индивидуумов («Я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева») с прямого пути, в целях приведения большинство из них к неблагодарности.
Уникальность
описываемой Кораном ситуации - даже и не в решении Аллаха ознакомиться с
предложением неисполнившего приказ Всевышнего. Бог воспринял просьбу
ослушанта - «Воистину, ты – один из тех, кому предоставлена отсрочка» (сура «Корова» :13-18). Таким
образом, с момента сотворения мира Аллахом родился важнейший исламский
принцип - отрицание принуждения в религии (сура «Корова» :256). Что с
полным основанием позволяет утверждать о наличии в исламе фактора прав
человека - в плане принятия личностью решения - слышать и исполнять
постулаты Аллаха или идти за Дьяволом, отклоняясь от пути к Свету - «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (сура «Пещера» :29).
При
этом Создатель заблаговременно извещает, чего следует ожидать в
следующей жизни услышавшим его и отрицающим знамения, но, повторимся,
насильственная форма приведения людей в религию отсутствует по сути.
Вместе
с тем, на том же, начальном, этапе сотворения мироздания, Аллах
предусмотрел и своего рода плюрализм, проявившийся в факте создания
человека из глины, а появления ангелов - из света. А уже далее
многозвучность проявилась и в других направлениях.
Предусмотрена ли униформа на фоне многоцветности и соревнований?
Параллельно
подчеркиванию абсолютного равенства между людьми, вне зависимости от
занимаемой ими ступени социальной лестницы или материального фактора, «Господь создал различие ваших языков и цветов»
(сура «Румы» :22). Говоря другими словами, ислам абсолютно не лишает
принимающего религию национальной идентичности и самобытности.
Но это - далеко не все. Обязательной видится задача совместного общежития людей несхожих культур и традиций, т.к. «Всевышний разделил человечество на народы и племена, чтобы вы узнавали друг друга» (сура «Комнаты» :13). Толерантность - налицо, не правда ли? Важнейший нюанс здесь - в предусмотрении диалогов и дискуссий на любую тему- «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом»
(сура «Пчелы» :125). Тонкостью данного контекста является явное
высвечивание отсутствия почвы для столкновений и в физическом плане, и в
аспекте конкуренции за право считаться более культурным или
цивилизованным.
Другое дело, что Откровение пропагандирует, как
это не покажется кому-либо странным, определенную соревновательную линию
между людьми. Но в каком контексте? «Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах»
(сура «Корова» :148), - гласит Коран. А раз звучит «стремитесь
опередить», следовательно, подразумевается соревновательный дух, могущий
присутствовать во взаимоотношениях между людьми. Направленный, однако,
не в сторону формирования конфликтной обстановки, а на достижение
положительного результата в ракурсе коллекционирования добрых дел. Так
не есть ли это лучшим видом конкуренции в мире, когда творения Аллаха
соревнуются друг с другом своими помыслами, намерениями и деяниями на
пути исполнения вероустава?
Наверняка, первая параллель с
сегодняшним днем в этом состязании - борьба за депутатский мандат, когда
кандидаты пытаются завоевать голоса избирателей обещаниями исполнения
фактически добрых дел (для округа, групп лиц, отдельных жителей).
Правда, нередко обещания (по тем или иным причинам) остаются
неисполненными, но в кораническом обрамлении осуществление добрых и
праведных дел - всегда в поле зрения Аллаха!
Тем самым,
вышеизложенное отчетливо свидетельствует о предусмотрении Кораном
плюралистической канвы земной жизни. К слову, она просматривается и в
предусмотренной многоцветности: «Аллах сотворил для вас на земле разнообразие цветов» (сура «Пчелы»:13). Санкционированная непохожесть проявляется и в значительно глобальном разрезе - «Ни одна душа не понесет чужого бремени»
(сура «Ангелы» :18), - предупреждает Всевышний, то есть каждое создание
Господа отвечает перед Аллахом только за себя. Что подтверждает посыл -
никакой униформы (в поведении ли, в образе мышления, намерениях,
внешнем облике...) для творений Аллах не стал изобретать. Да и для чего
это обладателю власти во всем пространстве, если Он не нуждается в
механическом и бездумном приходе в Ислам? Ведь на несколько порядков
выше - творческий подход к религии мыслящей личности, желающей, на
разумно-чувственной основе, исправно соблюдать постулаты Аллаха.
Отсюда
и целесообразно отталкиваться при определении причин предоставления
Аллахом своим любимым творениям богатейшей палитры плюралистических
красок. Волеизъявление, так сказать, личности в земной студии - «Сам
подбирай колор и сам крась» (вспоминая Мимино), а уже оценивать твою
картину жизни на Своем полотне будет Величайший и Справедливейший
Художник. Теймур Атаев - политолог, Азербайджан (teymur-ogtay@rambler.ru)
|