Газета "Наш Мир" br>Мозговой штурм (оперативный метод решения
проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором
участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее
количество вариантов решения, в том числе самых фантастических)
был когда-то одним из самых популярных инструментов менеджмента. Но в
последнее время руководители компаний все чаще отказываются от его
применения. Причина - в снижении его эффективности. На самом же
деле хорошо управляемый брейншторминг - это легко, забавно и
продуктивно. Единственное условие - соблюдение его правил. Несколько
популярных ошибок могут легко превратить мозговой штурм в рутинную и
совершенно не результативную процедуру.
Отсутствие ясных целей
Такой мозговой штурм быстро запутается и заглохнет. Так ставьте цели
правильно. Лучше всего выражать цель как вопрос. Кроме того,
формулировка не должна быть слишком общей, иначе цель становится
неопределенной. Сравните: "Как нам добиться успеха?" или "Как нам
повысить продажи в следующем месяце?". Но и слишком детализировать
вопрос не стоит, иначе "штурмовикам" не останется путей для
размышления. Как только цель сформулирована, пропишите ее на видном
месте, чтобы она постоянно напоминала о себе и обсуждения не уводили
участников в сторону.
Опять же, не стоит "мусолить" одну и ту же проблему долгое время. "На
этот вопрос мы рассчитываем потратить 10 минут и выдать 30 идей" -
тогда вы получите 4-5 действительно стоящих.
Неправильно сформированная группа
Если все участники - работники одного отдела, вы рискуете получить
групповое мышление (groupthink), характеризующееся
безаальтернативностью решений, сдерживанием идей, самоцензурой,
отсутствием запасных вариантов. Отбирайте группу тщательнее. Не стоит
набирать слишком большую, лучше всего - 6-12 человек, большой группой
трудно управлять и фиксировать все варианты. Обязательно разбавляйте
группу несколькими неспециалистами, людьми, далекими от обсуждаемой
темы - они имеют независимый взгляд и являются генераторами
неожиданных "дурацких" идей. Неожиданные миксы работают: мужчины и
женщины, старые и молодые, опытные и новички.
Босс - помощник
Не помещайте начальника, тем более властного, в брейнсторм-группу. Он
будет приостанавливать и направлять обсуждение. Если присутствие
босса не избежать, лучше приставить независимого помошника - того, кто
помешает ему доминировать. В некоторых методиках есть советы проводить
совещания сидя на полу или при свечах - это помогает уравнивать группу.
Самый худший вариант - руководитель отдела, являющийся одновременно и
ведущим, и цензором штурма.
Одна из самых главных ошибок современного мозгового штурма - текущая
критика и приостановка обсуждения. Как гласит одно из правил штурма:
"Высказывай любые, даже самые абсурдные идеи". Любая идея, какой бы
безумной она ни казалась, должна быть немедленно зафиксирована. Это
настолько важное правило, что требует особой строгости - ведь в
активизации творческой активности и поиске неожиданных решений и
заключается смысл брейншторминга.
Анализ малого числа идей
Еще одна ошибка - получив парочку идей, вы останавливаетесь.
Увеличивайте количество. Потратьте больше времени на генерирование
идей, а не на их обработку. Мозговой штурм - одна из тех категорий, где
известный принцип действует наоборот - количество заменяет качество.
Как у Дарвина - заселите Землю как можно большим числом видов, чтобы в
результате естественного отбора остались самые лучшие. Кроме того,
насыщенность обсуждения абсурдными идеями не должна вас смущать - они
заражают азартом и часто являются трамплином для других, хитовых идей.
Неправильное закрытие штурма
Часто говорят о проблеме "разогрева" участников штурма, но правильно
его завершить - не менее важно. Обязательно проанализируйте все идеи -
без их продолжения, их результатов всем очень скоро надоест в этом
участвовать. Лучше всего заведите три колонки: "Применить",
"Интересно" и "Не стоит" - и распределяйте на общем обсуждении все
идеи. И тут же внедряйте колонку "Применить", иначе в следующий раз
идеи не будут предлагать так рьяно.
Записывая, анализируя и систематизируя идеи, вы можете прийти к
неожиданным и интересным комбинациям. Можно отбирать идеи принципом
голосования - отметить только пять идей, показавшихся интересными.
Поблагодарите и отметьте каждого за их вклад. Выделите несколько
идей, не обязательно самых эффективных - самые безумные и неожиданные
тоже должны поощряться.
При правильном управлении мозговой штурм на сто процентов выполняет
свою задачу - активизировать, мотивировать людей, а значит, повышать
эффективность и придавать привычным методам ведения деловой политики
новизну.
|