Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Все хотят получить образование, но никто не хочет учиться
[2011-08-29]
Газета "Наш Мир" br>Возможно ли сделать в России «умную школу»? Ответ на этот вопрос попытались найти участники национального образовательного форума «Умная школа», который прошел в Москве 25-26 августа.
Организатором мероприятия выступила известная телеведущая, член Общественной палаты РФ Тина Канделаки.
Более 200 лучших учителей из 45 регионов России вместе с авторами реформы образования, их оппонентами и известными педагогами в преддверии очередного учебного года собрались в «Балчуге», чтобы обсудить будущее российской школы.
- Необходимо менять всю систему взглядов наших детей, - сказала Тина Канделаки, открывая форму. - Это задача всего общества, именно поэтому я пригласила на эту дискуссию учителей и журналистов. Потому что лишь в такой связке мы можем сделать наши СМИ источником просвещения, а не только источником развлечения. Сегодня образ нового учителя не сформирован в российских медиа и, как следствие, в российском обществе. Это надо менять.
Форум – это первое мероприятие в рамках национального образовательного проекта «Умная школа», задуманного телеведущей. Основная задача мероприятия – собрать вместе на одной площадке сторонников и противников реформы образования, лидеров педагогики и ведущих в этой области экспертов, журналистов, чтобы услышать их мнения по поводу сегодняшней школы.
Сам форум больше был похож на телевизионное ток-шоу. Тина Канделаки, которая, естественно, и вела эту двухдневную встречу, постаралась украсить мероприятие посредством самых современных технических средств. В зале был большой экран, на который выводилась всевозможная информация о школах, у участников были пульты для интерактивного голосования по наиболее животрепещущим или спорным вопросам, которые формулировали сами же участники в процессе дискуссии, многочисленные видеокамеры снимали происходящее со всех ракурсов… Удивительно, но все эти технические «примочки» не заслонили ни людей, ни сам предмет обсуждения, как это нередко случается в интерактивных телестудиях.
А предмет разговора вращался вокруг одного главного вопроса: в правильном ли направлении идет современная российская школа? Приводилась малоутешительная статистика. Например, если в 80-е годы средний возраст учителей в советских школах был 36 лет, то сегодня «средний» российский учитель в полтора раза старше - 52 года. За последние 10 лет образовательный бюджет страны вырос в 10 раз и составляет сегодня около 100 млрд рублей, однако уровень образования учеников продолжает падать. К 15 годам 30% школьников фактически не умеют читать, точнее, написанные слова они произносят, но не понимают, что стоит за этими буквами. И так далее, и тому подобное. В итоге, согласно международным рейтингам, Россия не попадает даже в двадцатку самых образованных стран мира.
- Сегодня мы имеем огромный клубок проблем, - сказал министр образования и науки республики Татарстан Альберт Гильмутдинов. – Но у самых сложных вещей обычно бывает самое простое решение. Что мы хотим получить от школу? Три года назад в Татарстане мы нашли ответы на этот вопрос. В первую очередь, это физическое и нравственное здоровье. Во-вторых, - развитый интеллект. В-третьих, - устойчивая привычка к труду. В-четвертых, - умение коммуницировать друг с другом. В-пятых, - основы знаний. Проблема современной российской школы заключается в том, что она учит лишь пятому пункту.
Много времени участники форума посвятили обсуждению Единого госэкзамена. Одним ЕГЭ видится абсолютным злом, которое выхолащивает процесс обучения в школе, превращает его в систему тотальной зубрежки, другие видят в нем равные возможности, «социальный лифт», который дает возможность одаренным ребятам из отдаленных уголков страны учиться в лучших вузах страны.
- ЕГЭ убивает литературу и историю, - сказал журналист «Собеседника», писатель и преподаватель Дмитрий Быков. - Устный ответ не может быть заменен галочками и клеточками. Я занимаюсь литературой давно, но не во всяком тексте найду синекдоху (литературный термин – прим. авт.), и это детям знать не надо. Это убивает понимание произведения. Сколько было шагов от квартиры Раскольникова до квартиры Алены Ивановны? Это неважно. Когда мы говорим только о фактографии, это начетничество. Человек счастлив в той степени, в какой не зависит от системы. Учитель хорош в той степени, в какой может выпасть из школьной системы. А ЕГЭ тотален.
- Я принимал участие в создании ЕГЭ, - парировал ректор государственного университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов. - В советское время 85% мест в московских вузах отдавались абитуриентам из регионов. В 90-е годы – только 25%. В обществе сложилось понимание, что вузы – не для всех. В чем обвиняют ЕГЭ? Что он письменный, а не устный. Я согласен, что знание литературы и истории зависит не от знания дат. Должны быть сочинения. В какой степени должен быть устный экзамен? В той, в которой мы доверяем мнению комиссии.
- Можно обмануть ЕГЭ, за деньги поступить в институт, купить сессию, диплом, можно по блату получить работу, - заметила Тина Канделаки. - Но сделать успешную карьеру за деньги в сегодняшнем мире невозможно.
Интересно, что в ходе интерактивного голосования на форуме за отмену ЕГЭ высказались только 27% учителей, а 73% его поддержали. Конечно, за два словесных баталий о будущем российской школы противники реформы образования не стали ее сторонниками, и наоборот. Но организаторы встречи, по их словам, к этому и не стремились, понимая, что образовательная реформа – проект масштабный, не сиюминутный. Главное – начать.
А своеобразным итогом встречи наверно может служить высказывание одного учителя из Петербурга, который заметил: «Все хотят получить образование, но никто не хочет учиться».