Газета "Наш Мир" br> Вот уже несколько десятков лет специалисты пытаются разглядеть потерянный шедевр Леонардо да Винчи, который, по мнению многих, скрыт за фреской Джорджо Вазари в Палаццо-Веккьо.
Искусствоведы обратились за помощью к ядерной физике, и результат, как ожидается, не за горами.
«Битва при Ангьяри», которую Леонардо начал в 1505-м и завершил, возможно, год спустя, была
встречена современниками с дикими восторгом. Её неоднократно копировали,
но где-то в середине XVI века фреска загадочным образом исчезла.
Считается, что это творение Рубенса — копия фрагмента «Битвы при Ангьяри». |
В семидесятых годах прошлого столетия историк искусств Маурицио Серачини из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) заподозрил, что одна из лучших работ титана Возрождения находится в Зале Пятисот — резиденции флорентийского правительства. Мол, когда семья Медичи свергла флорентийскую республику и вернулась к власти, в 1563 году Вазари было поручено закрасить творение Леонардо.
Г-н Серачини заметил на фреске Вазари слова «cerca trova» — «ищите и обрящете». Исследователь перепробовал всё от ультразвука до тепловидения и пришёл к выводу, что Вазари (неважный художник, но великий ценитель) не уничтожил шедевр, а писал на новой стене, и между старой и новой существует воздушный зазор. Иными словами, работа Леонардо осталась нетронутой!
Можно только удивляться тому, как искусствовед не сошёл с ума от этой мысли. Увы, у итальянской бюрократии не нашлось ни денег, ни времени на то, чтобы проверить гипотезу, но и это не сломило г-на Серачини. Сейчас ему 64 года, и он по-прежнему полон надежд, тем паче что у него теперь есть могущественный покровитель — молодой мэр Флоренции Маттео Ренци.
В 2010 году г-н Ренци подписал соглашение с Национальным географическим обществом, которое согласилось выплатить $250 тыс. в обмен на право первым публиковать результаты исследования. Начать его планируется в 2012 году.
Ну а пока г-н Серачини сотрудничает с российскими, нидерландскими и американскими учёными, пытаясь установить, какие химические вещества могут выдать творение Леонардо (Вазари писал мокрой штукатуркой, тогда как Леонардо предпочитал масло). В его руках, например, оказалось портативное устройство, которое обычно применяется для обнаружения взрывчатых веществ. Но это никоим образом не поможет выяснить, как именно выглядит картина.
На помощь неожиданно пришёл американский фотограф-фрилансер Дэвид Йодер, по неизвестным причинам заинтересовавшийся проектом. Через «Гугл» он вышел на Роберта Смитера, физика-ядерщика из Аргоннской национальной лаборатории (США). Этот учёный работает над специальной камерой для фотографирования раковых опухолей в организме человека. Фотограф спросил, сможет ли эта технология взглянуть сквозь стену. Г-н Смитер ответил что-то вроде: «Молодой человек, мне 82 года и уже нечего терять».
В камере Смитера вместо стеклянной линзы используются кристаллы меди. Они фокусируют гамма-излучение, которое отражает опухоль. Эксперимент, проведённый в июне 2010 года, показал, что камера пригодится. Специалисты разбрызгали пигменты, аналогичные леонардовским, и закрыли их кирпичами, найденными в Палаццо-Веккьо. Их обработали нейтронами, и камера получила достаточно сильное гамма-излучение, чтобы можно было понять, какие элементы присутствуют в краске и как выглядит сам рисунок.
Конечно, существует опасность, что время погубило фреску Леонардо, что краска отслоилась и опала. Но даже если так, то эксперимент позволить обнаружить то, что осталось. А по молекулам и копиям восстановить картину непременно удастся, г-н Серачини в этом не сомневается. Предстоит только решить, что делать с работой Вазари: уничтожить её никак нельзя.
Остаётся добавить, что денег на создание соответствующей случаю камеры, к сожалению, всё ещё мало. На Kickstarter.com открыт сбор средств.
Эксперты
у фрески Вазари, за которой, возможно, скрывается один из главных
шедевров Леонардо (фото David Yoder / National Geographic Society).
|