Газета "Наш Мир" br>
"Twitter-революционная" волна, запущенная на Ближнем Востоке и в
государствах Северной Африки с начала этого года и получившая, благодаря
стараниям ангажированных СМИ, наименование "арабской весны", судя по
всему, вступила в новую фазу: прямого военного подавления силами
коалиции западных стран тех режимов, которые, несмотря на сильнейший
внешнеполитический нажим, всё же нашли в себе силы сопротивляться.
Собственно говоря, в сценарий "арабская весна - 2011" иностранное
военное вмешательство было заложено с самого начала. У тех, кто изучает
подлинные причины и движущие силы "цветных революций" последних двух
десятилетий, в этом сомнений не возникало. Ещё раз напомню азбучную
истину. Их цель заключается не в свержении авторитарных режимов как
таковых и даже не в торжестве западных демократических ценностей, а в
установлении в той или иной стране принципиально новой системы власти -
одобренной Западом, навязанной Западом и легитимизированной Западом.
Однако при этом иностранная интервенция - это всё же крайняя мера, к
которой заинтересованные силы прибегают лишь в том случае, когда все
прочие способы достижения поставленной цели оказываются исчерпанными.
Такие случаи не столь уж часты, поскольку подобным атакам подвергаются, в
первую очередь, государства с неполным или, по меткому выражению
известного политолога и исследователя современных социально-политических
процессов Сергея Кара-Мурзы, "ограниченным" суверенитетом.
Применение крайних мер потребовалось пока только в случае с Ливией,
ибо харизматичный полковник Муамар Каддафи был политиком действительно
независимым, грубому дипломатическому нажиму не уступал, а танки верных
ему войск к середине марта загнали так называемых повстанцев уже к
самому Бенгази, когда лишь прямое военное вмешательство НАТО
предотвратило их окончательный разгром.
Несмотря на то, что Ливия уже на протяжении полугода подвергается
сначала неприкрытой информационно-политической, а затем уже и прямой
военной агрессии (при небывалом наращивании информационной), Джамахирия
проявила завидную стойкость (по арабским меркам, конечно же).
Напомню, для того, чтобы свалить Бен Али в Тунисе, оказалось
достаточно массовых молодёжных демонстраций, поддержанных западным
общественным мнением. Президент Египта Хосни Мубарак ушёл в отставку
после двухнедельных ожесточённых стычек протестующих манифестантов с
полицией и армейскими частями, под аккомпанемент весьма красноречивых
заявлений западных политиков.
Муамар Каддафи на их фоне смотрится просто-таки как титан духа,
продолжая отчаянное сопротивление в уже, казалось бы, безнадёжной
ситуации. Хотя, в принципе, выбор у него теперь невелик: либо погибнуть
мучеником, уйдя на тот свет в ореоле честного и несгибаемого борца за
свою страну и народ (по сути, превратиться в арабского Сальватора
Альенде), либо быть арестованным и позорно повешенным подобно Саддаму
Хусейну.
Что ж, это действительно судьбоносный выбор. Не только для одного
отдельно взятого человека, но и для его народа. По сути, борьба уже
ведётся не за власть и контроль над страной как таковые, а за право
стать светлым знаменем для последующих поколений ливийцев.
Повторяю, быстрое падение тунисского и египетского режимов в начале
этого года объяснялось, в первую очередь, не приверженностью их правящих
кругов неким демократическим ценностям о незыблемости права народа на
волеизъявление, которые требуют от них немедленного ухода в отставку,
едва только под окнами правительственной резиденции соберётся
сколько-нибудь внушительная толпа протестующих, а тем неоспоримым
фактом, что и эти государства, и их президенты были прочно вписаны в
существующую систему мирового порядка и накрепко повязаны с ней
финансово-спекулятивными узами. Посему и их способность к
противодействию революциям, поддерживаемым и, вполне очевидно,
направляемым с Запада, была крайне ограниченной. В самом деле, как можно
на деле эффективное бороться с противником, от которого ты сам
находишься в сильной зависимости: как политически, так духовно?
И дело здесь даже не в каких-то счетах в швейцарских банках высших
правительственных лиц, которые в решительный момент этот противник
грозит арестовать. Проблема кроется гораздо глубже. Принимая правила
игры, устанавливаемые Западом и навязываемые Западом как некий
универсальный, обязательный и не подлежащий обсуждению стандарт в
отношении обществ незападного типа (коими, без всякого сомнения,
являются арабские страны), эти государства заведомо ставят себя в
ущербное и очень уязвимое положение. Причём, даже не столько от США или
Западной Европы, сколько от собственных религиозных фундаменталистов.
Которые, как мы видим на примере "арабской весны" и особенно войны в
Ливии, с лёгкостью выполняют роль не только "пятой колонны", но и
прямого тарана, при помощи которого Запад последовательно разрушает
начатки арабской светской государственности.
Разглагольствования про "коррупцию" и "жестокий авторитаризм", против
которых в силу каких-то необъяснимых причин именно сейчас сплотились
разнообразные общественно-политические силы, всерьёз рассматривать не
будем. Всё это в данном случае - не более, чем необходимая
информационная составляющая в военно-политической агрессии против ряда
ближневосточных и североафриканских государств, в ходе которой возникли
самые, казалось бы, противоестественные и нелогичные союзы, каким, на
первый взгляд, выглядит альянс стран Запада с исламскими радикалами из
"Братьев-мусульман" в Египте и "Аль-Каиды" в Ливии.
Для того, чтобы объяснить этот кажущийся парадокс необходимо сделать небольшое отступление.
Исламский мир (в том числе и арабский мир как первооснова исламского)
на протяжении многих веков своей истории существовал (в отношении
ислама как раз уместным будет употребление именно этого глагола -
"существовал", а не "развивался") практически автономно, не подвергаясь
сколько-нибудь серьёзному чужеродному воздействию. Политических,
идеологических, культурных заимствований извне практически не было, что,
собственно, и не давало почвы для взращивания внутри мусульманских
стран мощной оппозиции собственным государям в лице фундаменталистов.
Ситуация резко начала меняться в конце XIX - начале XX веке.
Исламский мир, потерпев тотальное поражение в столкновении с многократно
превосходившим его в экономическом, военно-техническом и
интеллектуальном аспекте Западом, впав едва ли не в состояние
колониальной зависимости, начал постепенно меняться. Прежде всего,
качественно. Поверх векового исламского ядра начал появляться вначале
слабый, а затем всё более ощутимый европейский налёт. Первопроходцем
здесь явилась Турция, взявшая за основу европейские идеи демократии,
просвещения и гражданского общества. В 20-30-е годы под руководством
Мустафы Кемаль-паши Ататюрка в этой стране была совершена подлинная
культурная революция, конечный продукт которой (светское
европеизированное государство) явился фактически полным отрицанием
идеала исламских фундаменталистов. Государственность же многих арабских
страны в 50-60-е годы формировались при заметном культурно-политическом
влиянии СССР. А социалистические идеи, которые в те годы были очень
распространены в странах Азии, Африки и Латинской Америки, как известно,
также никакого отношения к исламу и шариату не имели.
Всю вторую половину XX века в мусульманских странах протекали два,
казалось бы, встречно направленных и взаимоисключающих процесса:
вестернизация и европеизация этих обществ одновременно сопровождалась
ростом влияния исламских фундаменталистов, которые как раз против этой
европеизации яростно протестовали. В принципе, исчерпывающе точную
характеристику этому явлению дал в своей книге "Глобальный человейник"
наш выдающийся мыслитель Александр Зиновьев: "Это завершенная
цивилизация (то есть, исламская - И.Б.), абсолютно неспособная к
развитию... Постепенно у них накапливается чужеродное западное
присутствие. Созревает протест против него. Происходит антизападный
взрыв. Инициативу захватывают фундаменталисты. И все начинается
сначала".
Действительно, в глазах исламских радикалов светские режимы арабских
стран с их конституциями, президентами, парламентами и избирательным
правом для женщин вообще лишены какой бы то ни было легитимности. Ведь
цель радикальных приверженцев ислама - сам ислам. Их идеал - даже не
исламское государство как таковое, а некая общность людей (умма),
живущая по шариату. В котором, разумеется, институт светского
президентства или всеобщих парламентских выборов не предусмотрен.
Поэтому в борьбе против той же Ливийской Джамахирии Муамара Каддафи
союз Запада и исламских радикалов выглядит при вдумчивом и глубоком
рассмотрении вполне логичным. У них есть общий враг. Для Запада Каддафи
неприемлем как самостоятельный незападный политик, долгое время
трепавший ему нервы, а для исламистов - просто как неисламский политик,
ибо Джамахирия с её социализмом и идеей народных комитетов им так же
чужда, как буржуазная республика с конституциями, парламентом и
президентом.
Об истинных целях развязанной против Ливии войны я уже писал. Но
почему в качестве основного союзника Запад выбрал себе именно исламских
радикалов?
Думаю, ответ очевиден. При всей истерии, которая уже не первый год
нагнетается в западных СМИ по поводу исламской угрозы, Запад религиозных
фундаменталистов не боится. Не боится в том плане, что не видит в них
силы, способной представлять серьёзную угрозу своему господствующему
положению. Да и действительно, может ли та же самая "Аль-Каида"
по-настоящему угрожать интересам США и государств НАТО, против которых
она вроде как ведёт непримиримый джихад, если те превосходят её в
военном, политическом и экономическом отношении многократно. Мракобесы, с
фанатичной яростью разрушающие собственные государства и ввергающие их
жителей в дремучее средневековье (что, собственно, и не скрывается, ведь
эталон для исламских радикалов - это халифат VII - VIII вв.) не могут
быть подлинными соперниками в борьбе за мировое господство. О каком
реальном противостоянии с Западом может идти речь, если в государстве
фундаменталистов, с начисто уничтоженной системой светского образования,
может оказаться непосильной задачей своими силами (подчёркиваю, именно
своими, без импорта технологий!) наладить серийный выпуск хотя бы
лёгкого стрелкового и артиллерийского вооружения, не говоря уже о
высокоточном! К какой быстрой и повсеместной деградации ведёт власть
фанатиков, мы могли наблюдать хотя бы на примере Афганистана при
талибах.
В известной степени сегодня мусульманский мир живёт в состоянии некой
раздвоенности, если не сказать хуже. Без заимствования европейских
духовных и государственных ценностей, без экспорта технологий, без
внедрения у себя светской системы образования и здравоохранения он был
бы абсолютно несостоятелен в современном мире. Тот демографический
взрыв, который испытывают мусульманские народы на протяжении последних
десятилетий, стал прямым следствием внедрения достижений европейской и
советской медицины. Без них население этих стран так же, как и несколько
веков назад косили бы детская смертность и страшные средневековые
болезни, которые попросту нивелировали бы фактор высокой рождаемости.
Повышение уровня жизни, доступность благ современной цивилизации
породили рост амбиций определённых сил в исламском мире. Но их
реализация приведёт на практике лишь к отрицанию факторов, их
породивших. Фактический возврат в VII век, за что ратуют исламские
радикалы, неминуемо будет сопровождаться и разрушением всего того, что
придаёт этим радикалам хоть какой-то вес в мире.
Поэтому западными лидерами, которые сейчас откровенно натравливают
исламистов на светские государства, очень удобен такой союзник. Более
того, в мировом пожаре, который, судя по многим признакам, находящийся в
остром финансово-экономическом кризисе Запад усиленно раздувает,
исламским радикалам уготована незавидная участь пушечного мяса. То есть,
крайне активной, но тёмной и дремучей силы, посредством которой с
политической сцены уже устраняются и будут устраняться в дальнейшем
неугодные режимы, способные представлять интересам западных стран хоть
какую-то угрозу.
Кстати, характерная особенность. На нашем Северном Кавказе, в
частности, в Дагестане, где очаг диверсионно-партизанской войны
прорисовывается наиболее отчётливо, легальное крыло исламских боевиков -
так называемые правозащитники - работают в тесной сцепке не только с
западными неправительственными организациями, но и с иностранными
посольствами (в первую очередь, американским). И люди, ходящие в
тюбетейках и хиджабах, с пеной у рта защищающие тех, кто с оружием в
руках ведёт борьбу против всего светского (конституций, парламентов,
президентов, образования и т.д.) на самом деле уже не первый год
получают финансовую поддержку в дипломатических миссиях тех стран,
которые, собственно, и дали миру все эти атрибуты любого современного
государства. То есть, просят помощи у тех, с чьим опосредованным
цивилизационным и культурным влиянием (ибо идеи демократии, гражданского
общества и всеобщего избирательного права, приверженцами коих на словах
являются и высшие лица России, были рождены именно в лоне Западной
Европы) сами вроде бы борются.
Что это? Театр абсурда? Гримасы постмодернистской эпохи?
Нет, хуже. Это - тонкий политический расчёт лидеров западных стран.
Поэтому те бородачи, кои беснуются сейчас на руинах захваченного при
поддержке английского спецназа и французского Иностранного легиона
Триполи и орут: "Аллах акбар!", являются, по сути, лишь пешками в чужой и
масштабной геополитической игре.
Где делают серьёзные ставки и по-настоящему срывают куши совсем другие силы.
|