Газета "Наш Мир" br>
В очередной раз национальная
компания – авиаперевозчик «Air Astana» вынуждена держать ответ перед
недовольными сервисом пассажирами. Этот скандал разразился на страницах
газеты «Время» от 24 августа этого года, после того, как из-за задержки рейса
Алматы – Москва алматинская семья Ивановых вовремя не попала на похороны в
город Краснодар. Из-за задержки рейса К-871 они не успели на стыковочный рейс
сообщением Москва – Краснодар, в результате чего Ольга Иванова не смогла
вовремя приехать на похороны матери. Мало того, вторая компания –
авиаперевозчик – российский Аэрофлот, по билетам которой Ивановы должны были
лететь рейсом Москва-Краснодар, на встречу опоздавшим на рейс алматинцам не
пошла. Билеты были аннулированы, и для того, чтобы добраться до места назначения,
пассажирам пришлось вновь тратить свои кровные.
Кто виноват?
По возвращению в Алматы Ивановы решили разобраться в ситуации. Они
были уверены, что причина всех бед и сложившейся ситуации в общем –
авиаперевозчик «Air Astana», которая, по их мнению, и должна понести
ответственность, то есть компенсировать как материальный, так и моральный
ущерб, проистекающий из сложившейся ситуации. Дочь Ивановых – Екатерина лично
собрала все необходимые документы, написала претензию в адрес компании –
перевозчика, и стала готовить бумаги в суд.
В «Air Astana» пояснили, что сей случай с задержкой рейса и опозданием
на стыковочный, в практике как национального перевозчика, так и других
авиакомпаний с мировыми именами, не первый и, к сожалению, не последний.
- Такая ситуация – не редкость для сферы авиаперевозок, - поясняет менеджер по связям с общественностью компании «Air Astana»
Жанна Бадаубаева. – Существует целый ряд форс-мажорных обстоятельств, из-за
которых может произойти задержка рейса. Это и погодные условия, и закрытие по
тем или иным причинам воздушных трасс, и множество других обстоятельств.
Предусмотреть все – невозможно. Так случается, и не только в «Air Astana», но и
в других компаниях во всем мире.
Именно поэтому, считают в авиакомпании, прежде чем собираться в
какое-либо путешествие, человеку необходимо детально ознакомиться с условиями
договора с авиакомпанией, который заключается по факту приобретения билетов на
перелет, и заранее оценить риски, связанные с тем, что по ряду причин могут
возникнуть задержки рейсов.
- В данном, конкретном случае, задержка рейса на 2 часа 20 минут
произошла по причине того, что самолет, который должен был совершать рейс
Алматы – Москва поздно прибыл из Урумчи, - поясняет Жанна Бадаубаева. – На
протяжении трех часов аэропорт этого города был закрыт. По прилету его в Алматы
сотрудникам алматинского аэропорта было необходимо провести так называемую
предполетную подготовку, что тоже заняло определенное время. Отсюда и задержка
почти на 3 часа.
Понятно, что в ситуации, когда пассажиры действительно спешат, и им
необходимо вовремя попасть в тот или иной город, тем более, если это касается
похорон близкого человека, такое объяснение не может служить утешением и хоть
как – то изменить ситуацию. Впечатление действительно складывается такое, что
во всем произошедшем виновна компания перевозчик, и желание любого человека
возместить как материальный, так и моральный ущерб вполне объяснимо. Однако
прежде необходимо обратиться к закону, и понять, какую ответственность в случае
задержки рейса, и, как итог, опоздания на рейс стыковочный, несет авиакомпания
Что написано пером – не вырубишь топором
Для того чтобы прояснить ситуацию в данном, конкретном случае,
компания «Air Astana» пригласила Екатерину Иванову к себе в офис, на встречу,
где ее представители сначала выяснили, какие имеются претензии, а затем
разъяснили детали закона и степень своей ответственности за то, что произошло.
В случае задержки рейса по вине авиакомпании, закон четко
регламентирует ответственность перевозчика. В данной ситуации, согласно закону,
по которому работает перевозчик, за час задержки любого рейса, он обязан
выплатить пассажиру 3% от стоимости авиабилета. Все остальные претензии,
связанные с опозданием на стыковочные рейсы – необоснованны. Это так называемые
риски, которые пассажир должен учитывать при приобретении авиабилетов. О том,
сколь они велики, и чем может обернуться ситуация, должны предупреждать
сотрудники агентства, продающего авиабилеты.
- Мы уверены, что данная ситуация могла бы вообще не произойти, если
бы в агентстве, где приобретались билеты, вашим родителям детально объяснили,
какие риски существуют в той или иной ситуации, - говорит
Надима Гулева, менеджер по работе с клиентами компании «Air Astana»
обращаясь к Екатерине Ивановой. – Конкретно по ситуации, ваши родители
приобрели два разных билета. Один – Алматы – Москва на рейс авиакомпании «Air
Astana». Другой – на рейс компании «Аэрофлот» из Москвы до Краснодара. Для нас,
получается, они прилетели в Москву и до обратного рейса мы не видим, где они
находятся. Мы не знаем, что конечная точка их поездки – Краснодар. Другое дело,
если бы в агентстве билет Алматы-Москва-Краснодар был оформлен на одном бланке,
в независимости от того, что перевозку осуществляют две разные авиакомпании.
Тогда, зная, что люди должны лететь дальше, и из-за задержки они опаздывают на
стыковочный рейс, мы для наших клиентов подготавливаем все возможные варианты,
и отправляем их до места назначения, договариваясь с другими авиакомпаниями.
Получается, что в агентстве по продаже билетов должны были четко и
доступно объяснить все возможные риски, связанные с перелетом, но видимо не
сделали этого.
Владеешь информацией – владеешь и ситуацией
Еще одна претензия Екатерины Ивановой заключается в том, что, по
словам сотрудников агентства, продавшего билеты, авиакомпания «Air Astana»
своевременно не предупредила их о том, что рейс Алматы – Москва К-871
задерживается. Якобы именно по этой причине в агентстве не успели
перебронировать билет на перелет Москва – Краснодар для семьи Ивановых на более
позднее время.
В авиакомпании «Air Astana» этот момент сейчас проверяется. Однако,
именно для того, чтобы аналогичных вопросов не возникало, еще год назад, в
порядке доброй воли, в «Air Astana» было применено нововведение, для
оперативного оповещения клиентов о возможных задержках вылетов рейсов.
- В таких случаях вся информация отправляется в виде sms на телефон
пассажира. Если, конечно, в агентстве по продаже авиабилетов, взяли номер
сотового телефона будущего пассажира, - поясняет
Надима Гулева. – Если же они не указали номер телефона, естественно,
сообщение о задержке не дойдет. К сожалению, не смотря на то, что для всех
агентств, работающих с нами, в правилах прописана необходимость информировать
клиентов обо всех возможных форс-мажорных обстоятельствах, которые могут
привести к задержке, а так же информировать пассажиров об условиях перелета с
наименьшими рисками, делается это не везде. Людям не всегда объясняют условия
договоров, тарифные планы. По этой причине они могут, имея на руках
невозвратный билет и опоздав на рейс, оказаться в такой ситуации, что им снова
придется платить уже за новый проездной документ, не рассчитывая на возврат
денег.
На встрече с Екатериной Ивановой, представлявшей в этом споре интересы
своих родителей, в «Air Astana» отметили, что готовы проводить различные
мероприятия с целью информирования общественности о правилах авиаперевозок,
чтобы аналогичных случаев было как можно меньше. Ведь компания сама
заинтересована в создании наиболее комфортных условий обслуживания своих
клиентов.
Чтобы окончательно исчерпать инцидент, в качестве компенсации,
родителям Екатерины Ивановой предложили два авиабилета в любом направлении в
рамках маршрутов компании «Air Astana». Такое решение принял президент
компании Питер Фостер, даже не смотря на то, что данная ситуация,
рассматриваемая в правовом поле, ответственности для компании – авиаперевозчика
не предусматривает. Последнее слово и решение остается за семьей Ивановых.
Справка редакции: Согласно проведенному анализу, уровень услуг
(сервис и обслуживание) национальной авиакомпании «Air Astana» составляет
78,8%, что нередко превышает показатели, полученные в ходе опросов пассажиров
даже крупных европейских авиакомпаний.
Александр Мироглов
|