Газета "Наш Мир" br>
Специалисты американского
авиационного агентства видят в автоматике самолёта угрозу безопасности
полётов. Полагаясь на компьютер, пилоты современных лайнеров зачастую не
готовы к экстренным ситуациям и управлению лайнерами вручную. Эксперты
Firstnews полагают, что нужно искать золотую середину между прогрессом и
здравым смыслом.
Авиационное агентство США опубликовало
результаты исследования, которые показали, что уровень подготовки
пилотов гражданской авиации с внедрением современных технологий заметно
упал.
В более чем 60% несчастных случаев и более 30% крупных
инцидентов пилоты испытывали трудности при контроле самолета вручную,
или они совершали ошибки в работе автоматического управления полетом.
Всего
было исследовано 46 аварий самолетов, 734 добровольных докладов пилотов
и других заинтересованных сторон, а также данные из более чем 9000
рейсов.
Современные технологии, говорится в докладе, оказывают
психологическое воздействие на профессию пилота, который теряет навыки и
внимательность при регулярных полётах.
Эксперты в области
безопасности и представители авиационной промышленности подтвердили, что
компьютерные системы в настоящее время настолько интегрированы в
современные самолеты, что одна фатальная неисправность может привести к
непоправимым последствиям, вплоть до катастрофы.
Среди основных ошибок в пилотировании может стать потеря контроля скорости или положения самолёта.
Ярким
примером, подтверждающим эту гипотезу служит катастрофа самолета А330
компании "Эйр Франс" в июне 2009 года над Атлантикой, в которой погибли
228 человек. Главной причиной случившегося назвали неготовность экипажа
пилотировать самолёт при отказе автоматики.
Как заявил Firstnews
президент Фонда развития гражданской авиации Олег Смирнов, проблема
автоматизации полёта известна и поднималась мировым профессиональным
сообществом несколько десятилетий назад.
"В те времена, когда это
только внедрялась, во всех лётных школах нашей страны было обязательное
требование для всех пилотов при благоприятных погодных условиях сажать
самолёт вручную, а автоматикой пользоваться лишь в крайних случаях", -
подчеркнул Смирнов.
По его мнению, результаты расследования
катастрофы А330 убеждают в том, что пилоты должны быть готовы к любым
ситуациям на борту, а не полагаться исключительно на автоматику.
"Самолёт
управляется не руками и ногами, а мозгом. Пилот должен чувствовать
машину и уметь управлять самолётам в любой ситуации, - отметил эксперт. –
Электроника должна лишь помогать пилоту, но не заменять его".
Он
также добавил, что в России и других странах мира безопасность отдают в
жертву экономическим преимуществам. К примеру, есть уже предложения
ограничиться одним пилотом в кабине при нынешних двух, что ставит под
угрозу безопасность пассажиров, считает Смирнов.
В свою очередь
лётчик гражданской авиации, председатель профсоюза лётного состава
России Мирослав Бойчук в беседе с Firstnews отметил, что необходимо
разработать алгоритм действий, чтобы не допускать подобных ситуаций.
"У
лётчика должна быть возможность в любой момент вмешиваться в работу
автоматики и уметь управлять лайнером во всех ситуациях. Также нужно
наладить подготовительную работу с лётным составом и давать больше
практики при полётах в ручном режиме", - подчеркнул Бойчук.
Он
также добавил, что эти вопросы необходимо решать на государственном
уровне, так как это напрямую относится к безопасности воздушного
транспорта.
Самым ярким примером отказа техники служит аварийная
посадка Ту-154 в тайге республики Коми в сентябре прошлого года. Из-за
отказа электроники и навигационного оборудования экипаж принял решение
садиться в ручном режиме. В результате аварийной посадки никто из 72
пассажиров и 9 членов экипажа не пострадал.
Дмитрий Ключевский
Все горячие новости на nashmir.kz!
|