Газета "Наш Мир" br>
Первая неделя сентября из-за
начала учебного года принесла колоссальный доход цветочникам. На это
время пришлось 10% суммы годового оборота цветочного рынка России или
250 миллионов долларов США. Страна становится мировым лидером по ввозу
цветов из-за рубежа. Но почему тогда при таком изобилии и, казалось бы,
конкуренции, мы платим за аленький цветочек вдвое дороже, чем за кило
курицы?
Рентабельность цветочного бизнеса достигает 200%. Такой сверхприбыли
нет ни в одном легальном секторе экономики. Большой доход приносит
алкоголь, но его, в отличие от цветов, государство неустанно пытается
контролировать и облагать налогами.
Чтобы понять, кто и сколько зарабатывает на букетах и какой должна
быть их справедливая цена, возьмем для примера 50-сантиметровую красную
розу. Ее, вопреки убеждению, выращивают не в Голландии, а в Кении,
Зимбабве, Израиле, Эквадоре, Индии. Себестоимость срезанного там цветка в
переводе на российскую валюту - 30 копеек. Урожай красных роз ежедневно
выставляют на аукционы. Самый крупный - в Голландии. Залы торговых
площадок хорошо оборудованы. На мониторах - информация о лотах. Каждую
минуту заключаются сотни сделок, а ежедневный оборот на голландском
аукционе превышает 15 миллионов евро. "Стоимость цветка движется по
нисходящей. Его стартовая цена - 1 доллар. Конечная - 3 цента", -
рассказывает вице-президент Союза цветоводов "Евразия" Сергей Сколков.
Таким образом, импортеры покупают розы для России по цене от 1 до 30
рублей.
После заключения сделок цветы загружают в специальные холодильники,
чтобы наземным или воздушным транспортом доставить в Санкт-Петербург и
Москву. Оттуда их будут развозить по всей России. Первую часть своей
прибыли государство получит на таможне. Размер пошлины - 15 процентов от
стоимости партии. Однако на время праздников индекс таможенной пошлины
может повышаться. Делается это следующим образом: в обычные дни, когда
кто-то покупает розу за 0,2 евро, а кто-то за 0,3 евро, таможенная
служба "доводит" стоимость перевозимой партии до максимальной цены - 0,3
евро. Во время российских праздников, которые хорошо известны брокерам в
той же Голландии, цена за розу стоимостью 0,2 евро может повышаться до
0,7 евро. Соответственно, российская таможня повышает цену для всех
партий ввозимых цветов до 0,7 евро. Если прибавить к этой цене 15
процентов таможенной пошлины, получается, что 30 рублей - это
максимальная цена, по которой даже в праздники среднестатистическая
красная роза попадает в Россию.
Вторую часть прибыли государство соберет в виде налогов от розничной
продажи цветов. Проблема в том, что конечная стоимость бутонов, как и их
количество, на стихийных цветочных рынках, особенно в регионах, не
контролируется. Получается, что казна недополучает налоговые отчисления,
а покупатель в 3-5 раз переплачивает за розу.
Почему же цветок, который попадает в Россию максимум за 30 рублей,
может продаваться от 100 до 200 рублей? И почему вопреки известному
принципу экономики когда чем выше конкуренция (цветочный рынок не
монополизирован), тем ниже цены, один цветок стоит в два раза дороже,
чем, например, килограмм курицы? Притом что трудоемкость и затраты в
птицеводстве выше в разы.
"В конечную стоимость цветка закладываются все возможные риски. Но,
если честно, это просто жадность", - говорит президент Флористического
союза Наталья Корнеева. "Для исправления ситуации можно предельную цену
на цветы назначать в России, но законодательно это сделать почти
невозможно. Второй путь - развивать цветоводство в стране", - добавляет
эксперт.
Пока нет ни первого, ни второго. Российский цветочный рынок, годовой
оборот которого оценивается в 2,5 миллиарда долларов США, а показатели
рентабельности сравнимы с проституцией и наркоторговлей, фактически
отдан на откуп импортерам и спекулянтам.
Между тем минсельхоз разработал программу, по которой обещана
господдержка строительства овощных теплиц. Теоретически, вместе
развитием овощеводства могли бы уделить внимание и цветоводству, но, как
пояснил "РГ" директор Департамента госполитики в сфере АПК и информации
Минсельхоза России Олег Аксенов, цветы не являются сельскохозяйственной
продукцией. По части министерства к ним имеет отношение только
подведомственный Россельхознадзор. Он выполняет функции фитосанитарного
контроля при ввозе импортной цветочной продукции в Россию. "К тому же
государство поддерживает производство товаров первой необходимости -
молока, хлеба, мяса. И минсельхоз выполняет задачи, прописанные в
доктрине продовольственной безопасности. Цветы, скорее, предмет роскоши,
а не важный продукт питания. К тому же если у человека немного денег,
то он может купить 1 розу, а не 50", - поясняет Аксенов.
Кстати, по словам собеседника "РГ", несколько лет назад
сверхприбыльным делом был ввоз мяса. Спустя какое-то время импортеры
поняли, что гораздо выгоднее развивать птицеводство и свиноводство
внутри страны. И стали вкладывать деньги в создание животноводческих и
птицеводческих комплексов уже в России. На этом этапе власть их
поддержала. Так может сложиться и с цветочным рынком. "Бизнес должен
быть заинтересован в развитии цветоводства в стране хотя бы потому, что
государство может в любой момент сильно поднять таможенные пошлины на
импорт", - считает Олег Аксенов.
Каким же образом можно развивать отечественное цветоводство?
Во-первых, объясняет вице-президент Союза цветоводов "Евразия" Сергей
Сколков, можно выращивать цветы в Абхазии и Краснодарском крае. Климат в
других регионах просто не подходит, а создание цветочных теплиц - дело
затратное. "В России стоимость квадратного метра при строительстве
хорошей теплицы обойдется в 300 евро. А, например, в Эквадоре всего в 20
долларов", - объясняет Сколков. Но даже если "выбить" на юге страны
землю для цветов, надо привлекать зарубежных специалистов. Они, в
отличие от отечественных, знают, как наладить бизнес. Кстати, "цветочная
доля" составляет около 3% в структуре ВВП Нидерландов.
Впрочем, по мнению Сколкова, есть еще один путь удешевления конечной
стоимости букетов. Можно, минуя цветочных трейдеров, наладить прямые их
поставки в Россию из Африки и Латинской Америки. Однако президент
Флористического союза Наталья Корнеева это убеждение не разделяет.
"Некоторые компании уже это делают. Но вы же видите, что на конечной
стоимости это никак не отражается", - говорит эксперт.
Впрочем, скоро за счет таких прямых поставок, которым обещает помочь
Торгово-промышленная палата, в стране должна заработать сеть магазинов, в
которых будут продавать 9 роз за 99 рублей, рассказывает Сколков.
В перспективе, но уже совсем далекой, Россия могла бы открыть и свою
цветочную биржу. По типу тех, что работают в Европе. А с учетом
возможностей Таможенного союза цветы можно выращивать и в теплых
регионах Белоруссии и южном Казахстане. Идея с созданием биржи уже
неоднократно обсуждалась, но дальше разговоров дело не пошло. И пока
Россия остается лидером не только по ввозу цветов, но и по
неконтролируемой жадности игроков на этом рынке.
Алена Узбекова
Все горячие новости на nashmir.kz!
|