Газета "Наш Мир" br>
Большой Китай сейчас у всех «на
устах». Вы можете открыть любое издание от «глянца» до серьезных
научно-экономических журналов и практически везде встретить статьи «О
Китае». Невероятный взлет страны за последние 30 лет заставляет многих
говорить о ней как «о чуде», как о сказочной «птице-феникс», сумевшей,
как всем известно, возродиться буквально из пепла. Китай ворвался в
современную мировую Историю как будто из того же «пепла исторического
небытия» (конечно, с европейской точки зрения), потеснив многих ее
признанных грандов.
А еще совсем недавно, буквально на памяти современного поколения, о Китае практически ничего не говорили.
Только
иногда доходили известия о «забавных» экспериментах в области экономики
(повсеместная выплавка народного чугуна, отстрел воробьев), да о менее
«забавных» деяниях молодых «красногвардейцев», вошедшие в наш лексикон
под редким, в отношении китайского языка, прямым фонетическим
заимствованием «хунвэйбин». Что же произошло? Откуда взялось все ЭТО у
Китая, который на протяжении тысячелетий являл собой пример, мягко
говоря, социально-политического консерватизма, где все «новое» всегда
воспринималось крайне осторожно, если не сказать враждебно. А среди
многих европейских современников XIX века китайское население
ассоциировалось с «мертвым капиталом Истории».
Последние
«метаморфозы» Китая вызывают у всех естественный интерес к Истории этой
страны, которая раньше была «уделом» только самих китайцев или
профессиональных синологов. Многие пытаются в ней найти предпосылки
этому беспрецедентному, по мнению многих, явлению современной жизни.
Действительно, История Китая необычайно богата и разнообразна. Только
«Исторические записки» Сыма Цяня (II век до н.э) по своему объему в
восемь раз превышают известные «Истории» Геродота (при этом там также
нет комментариев, только события) , охватывая период от «мифических
времен» Китая до периода жизни автора , где-то около 2500 лет.. И все
это, в основном, только об одной стране , в отличии от Геродота, который
писал о многих странах.. Как известно, после смерти Сыма Цяня прошло
еще чуть более двух тысяч лет. Количество событий и деяний за этот
громадный период времени превышают все мысленные пределы. Что только не
случалось в Поднебесной.
Периоды войн сменялись мощными
Империями, времена Перемен чередовались со спокойствием и стабильностью.
Люди становились свидетелями проявления высочайшего человеческого духа,
верности своим принципам и жертвенности. Сама биография Сыма Цяня
пример такого беззаветного служения. Вступившись за опального
военачальника, он был подвергнут пыткам, насильственному оскоплению и
долгим годам тюремного заключения в колодках. При этом он остался верен
своему слову и не отступил от своей позиции. Конечно, были и
многочисленные случаи предательств, лжи и лицемерия. В Китае все знают
литературно-исторического героя Цао Цао (Троецарствие) В нем, наверное,
собралось все злодейство и вся подлость человеческого рода (хотя сам
реальный китайский полководец династии Хань, прототип литературного
персонажа, совсем был на него похож, а впрочем, кто знает). Иногда в
одном человеке совмещалась и военная жестокость, и яркая антивоенная
позиция.
Император Цинь Шихуан, объединив, как сегодня бы
сказали, «железной рукой» весь Китай, велел собрать всё оружие со всех
покоренных царств и в знак прекращения ВСЕХ ВОЙН отлил из них монументы
мира, намного предвосхитив идею скульптуры ООН «Перекуем мечи на орала».
Такая «пацифистская» позиция, однако, совсем не помешала ему в свое
время закопать живьем в землю более ШЕСТИСОТ ученых-конфуцианцев и сжечь
практически все книги «до-циньского» периода. Из-за этого осталось
очень мало письменных свидетельств Истории предыдущего Китая, вплоть до
эпохи Ся (примерно с 2033 по 1562 г. до н. э.)
В историю
Китая можно «погружаться» бесконечно. Просто для ознакомления с
литературой по этой теме не хватит «одной жизни». Только на изучение
древнекитайского языка (вэньянь) потребуется не менее пяти лет
каждодневного труда, не говоря о «простом прочтении» основных
исторических документов на языке оригинала.
Однако, при всем
своем богатстве и многообразии, история Китая, с точки зрения
«предпосылок» современного развития, никаких прямых ответов нам не дает
(по крайней мере мне ничего найти не удалось, если у кого есть другое
мнение, то с удовольствием ознакомлюсь).. В конечном итоге, она такая же
история «Царств, их Властителей и Войн», как и истории любых других
древних государств и цивилизаций. В определенные «эпохи» рождались
прекрасные поэты и зодчие, изобретатели и ученые, философы и мыслители. В
результате появились пресловутые «компас, бумага, порох», некоторые
интересные технологии плавки металлов, искусство керамики, основы
математики и геометрии, но сильного влияния на саму «парадигму»
функционирования общества это не оказывало. Социум выстраивался всегда
по одной и той же модели «Император (царь) - вассалы (уездные князья) –
придворные (знать) – народ (он же чернь или богоносец в зависимости от
настроения Суверена).
Такой иерархический принцип придавал
определенную устойчивость обществу, способствовал воспроизводству
местных традиций и социально-экономической системы в целом. Даже в эпоху
«Воюющих государств» и «Пяти династий, десяти царств», когда властители
менялись быстро, многие из них сами были «из простого народа», но
ничего нового, что могло бы лечь в основу «иных» общественных отношений,
не появилось. Более того, длинная и полная великих событий история
Китая создала у его народа устойчивое преклонение перед ее «деяниями» и
своими «предками». Всё, как отмечал тайваньский историк и публицист Бо
Ян, воспринималось через «прошлые события». Люди перестали искать «новые
пути», силы познания были направлены на изучение «опыта предыдущих
поколений» и воплощения его в сегодняшнем дне. Китай, по меткому
выражению Лао Шэ, шел «вперед спиной», постоянно «вглядываясь назад».
Стандартным ответом на нечто новое было «Это уже знали наши предки, надо
посмотреть ответ у них». Само «посмотреть» могло занять много времени и
«новое» становилось, как бы сейчас сказали, «неактуальным».
Вот
с этим, если так можно выразиться, результатом
общественно-экономического развития Китай вступил в 16 век, когда в
бухту богини А-ма причалил первый португальский корабль, и началось
прямое взаимодействие с Западным миром. (продолжение следует)
Владимир Невейкин
Все горячие новости на nashmir.kz!
|