Газета "Наш Мир" br>
Зачем в самый разгар Великой Отечественной войны Верховный главнокомандующий встречался с православными иерархами?
4 сентября 1943 года в Кремле состоялся прием И.В.Сталиным
местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия и еще двух
высших иерархов - митрополитов Алексия и Николая. На нем обсуждались
вопросы развития Русской Православной Церкви. Уже через год число
церковных приходов в стране возросло в 50 раз и достигло 22,5 тысяч.
Было распущено Всесоюзное общество безбожников. Открыто пять духовных
семинарий. Что же заставило Сталина, допускавшего до этого самое
разнузданное богоборчество в стране, вдруг повернуться лицом к церкви?
На этот счет существуют разные, порой противоположные точки зрения.
Прием в Кремле
Для начала несколько слов о самом приеме. Один из его организаторов
уполномоченный Совнаркома по делам религии Г.Г. Карпов оставил
письменный документ, с которым мне удалось ознакомиться в
Государственном архиве Российской Федерации. Приведу несколько выдержек
из него.
«4.09.43 г. я был вызван к товарищу Сталину. Он высказал такие указания:
1) надо организовать при Правительстве Союза, т. е. при Совнаркоме,
Совет, который назовем Советом по делам Русской православной церкви;
2) на Совет будет возложено осуществление связей между Правительством Союза и патриархом;
3) Совет самостоятельных решений не принимает, докладывает и получает указания от Правительства.
После этого т. Сталин обменялся мнениями с тт.Маленковым, Берия по
вопросу, следует ли принимать ему митрополитов Сергия, Алексия, Николая,
а также спросил меня, как я смотрю на то, что Правительство примет их.
Все трое сказали, что они считают это положительным фактом.
Двумя часами позднее митрополиты Сергий, Алексий и Николай прибыли в
Кремль, где были приняты т.Сталиным в кабинете Председателя Совнаркома
Союза ССР. На приеме присутствовали т. Молотов и я. Беседа т. Сталина с
митрополитами продолжалась 1 час 55 минут. Тов. Сталин сказал, что
Правительство Союза знает о проводимой ими патриотической работе в
церквах с первого дня войны, что Правительство получило очень много
писем с фронта и из тыла, одобряющих позицию, занятую церковью по
отношению к государству. Тов. Сталин, коротко отметив положительное
значение патриотической деятельности церкви за время войны, просил
митрополитов Сергия, Алексия и Николая высказаться об имеющихся у
патриархии и у них лично назревших, но неразрешенных вопросах.
Митрополит Сергий сказал т. Сталину, что самым главным и наиболее
назревшим вопросом является вопрос о центральном руководстве церкви, т.
к. почти 18 лет [он] является патриаршим местоблюстителем и лично
думает, что вряд ли где есть столь продолжительные вреды [трудности],
что Синода в Советском Союзе нет с 1935 г., а потому он считает
желательным, что[бы] Правительство разрешило собрать архиерейский Собор,
который и изберет патриарха, а также образует орган в составе 5 — 6
архиереев.
Митрополиты Алексий и Николай также высказались за образование
Синода и обосновали это предложение об образовании как наиболее желаемую
и приемлемую форму, сказав также, что избрание патриарха на
архиерейском Соборе они считают вполне каноничным, т. к. фактически
церковь возглавляет бессменно в течение 18 лет патриарший
местоблюститель митрополит Сергий.
Одобрив предложения митрополита Сергия, т. Сталин спросил: а) как
будет называться патриарх; б) когда может быть собран архиерейский
Собор; в) нужна ли какая помощь со стороны Правительства для успешного
проведения Собора (имеется ли помещение, нужен ли транспорт, нужны ли
деньги и т. д.).
Сергий ответил, что эти вопросы предварительно ими между собой
обсуждались и они считали бы желательным и правильным, если бы
Правительство разрешило принять для патриарха титул патриарха
Московского и всея Руси.
На второй вопрос митрополит Сергий ответил, что архиерейский Собор
можно будет собрать через месяц, и тогда т. Сталин, улыбнувшись, сказал:
"А нельзя ли проявить большевистские темпы?" Обратившись ко мне,
спросил мое мнение, я высказался, что если мы поможем митрополиту Сергию
соответствующим транспортом для быстрейшей доставки епископата в Москву
(самолетами), то Собор мог бы быть собран и через 3 — 4 дня.
Заседание Архиерейского Cобора РПЦ. 8 сентября 1943 г. Москва
После короткого обмена мнениями договорились, что архиерейский Собор соберется в Москве 8 сентября».
«Тов. Сталин сказал, что церковь может рассчитывать на всестороннюю
поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным
укреплением и развитием внутри СССР, и что, как он говорил об
организации духовных учебных заведений, не возражая против открытия
семинарий в епархиях, так не может быть препятствий и к открытию при
епархиальных управлениях свечных заводов и других производств.
Затем, обращаясь ко мне, т. Сталин сказал: "Надо обеспечить право
архиерея распоряжаться церковными суммами. Не надо делать препятствий к
организации семинарий, свечных заводов и т. д.". Затем т. Сталин,
обращаясь к трем митрополитам, сказал: "Если нужно сейчас или если нужно
будет в дальнейшем, государство может отпустить соответствующие
субсидии церковному центру".
После этого т. Сталин, обращаясь к митрополитам Сергию, Алексию и
Николаю, сказал им: "Вот мне доложил т. Карпов, что вы очень плохо
живете: тесная квартирка, покупаете продукты на рынке, нет у вас
никакого транспорта... На рынке продукты покупать вам неудобно и дорого,
и сейчас продуктов на рынок колхозник выбрасывает мало. Поэтому
государство может обеспечить продуктами вас по государственным ценам.
Кроме того, мы завтра-послезавтра предоставим в ваше распоряжение 2 — 3
легковые автомашины с горючим".
Тов. Сталин спросил митрополита Сергия и других митрополитов, нет ли
у них еще каких-либо вопросов к нему, нет ли других нужд у церкви,
причем об этом т. Сталин спросил несколько раз».
На следущий день в «Известиях» была опубликована короткая
информация: "4 сентября с. г. у Председателя Совета Народных Комиссаров
СССР т. И. В. Сталина состоялся прием, во время которого имела место
беседа с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием, Ленинградским
митрополитомием и экзархом Украины Киевским и Галицким митрополитом
Николаем.
Во время беседы митрополит Сергий довел до сведения Председателя
Совнаркома, что в руководящих кругах православной церкви имеется
намерение созвать Собор епископов для избрания патриарха Московского и
всея Руси и образования при патриархе Священного Синода.
Глава Правительства т. И. В. Сталин сочувственно отнесся к этим
предложениям и заявил, что со стороны Правительства не будет к этому
препятствий.
При беседе присутствовал Заместитель Председателя Совнаркома СССР т. В. М. Молотов".
Миссия митрополита Илии
Что же побудило Сталина к перемене отношения к РПЦ? Официальная
версия была высказана им самим на приеме: благодарность за большую
патриотическую работу церкви в годы войны. Как известно, местоблюститель
Патриаршего Престола митрополит Сергий (Страгородский) уже в июне 41-го
назвал начавшуюся войну "священной" и во всех проповедях нацеливал
паству на защиту Отечества. Православные люди нередко проявляли чудеса
самопожертвования в боях. Приходы оказывали также посильную материальную
помощь фронту. Для иллюстрации приведу благодарственную телеграмму,
хранящуюся в архиве: "Высшая правительственная. Ленинград. Алексию,
митрополиту Ленинградскому. Прошу передать православному духовенству .и
верующим Ленинградской епархии, собравшим, кроме внесенных ранее, 3 682
143 рубля дополнительно на строительство танковой колонны имени Димитрия
Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии. И.
Сталин".
Но существует мнение, что была и другая мотивация «прозрения»
Сталина. Она выражена в такой легенде, кочующей из одного церковного
издания в другое: "Стояла зима 1941 г. Немцы рвались к Москве. В далеком
Ливане митрополиту Гор Ливанских Илие явилась Божия Матерь и объявила,
что избран он - истинный молитвенник и друг России - для того, чтобы
возвестить определение Божие народу русскому. Нужно передать Сталину:
должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, семинарии,
священники возвращены с фронтов и из тюрем. А когда война окончится,
митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она
была спасена... В архивах якобы хранятся письма и телеграммы, переданные
митрополитом Илией в Москву. Сталин, вызвав к себе местоблюстителя
Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского) и митрополита
Ленинградского Алексия (Симанского), обещал им исполнить все, что
передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти
положение... В октябре 1947 г. Сталин пригласил митрополита Илию в
гости. Тогда же правительство наградило его Сталинской премией за помощь
нашей стране во время Великой Отечественной войны... " Трудно сказать,
что здесь правда, а что — вымысел. В архивах мне не удалось найти
документальное подтверждение этой версии.
Мнение дьякона Андрея Кураева
Известный православный публицист и историк дьякон Андрей Кураев
высказал противоположное мнение: «Никаких архивных подтверждений версии о
контактах Илии и Сталина не известно и не опубликовано. Неизвестен даже
первоисточник этой версии (ибо нет и рассказов митрополита Илии об этих
событиях).
Вместе с тем митрополит Ливанский Илия (Караим) действительно
существовал, действительно приезжал в Москву в 1947 году. Действительно,
ему делали бесценные подарки (гостю дарили иконы XIV века!), но никакой
Сталинской премии присуждено ему не было (единственный
священнослужитель, удостоенный этой премии, - хирург и Симферопольский
архиепископ Лука Войно-Ясенецкий).
Известно также, что Илия посетил мавзолей Ленина, а 16 ноября
произнес высокопарные слова о Сталине: "Мы, православные, живущие на
Востоке, твердо верим и знаем, что русский народ, сплотившись вокруг
своих вождей и под верховным водительством мудрого и любимого Иосифа
Виссарионовича Сталина, достиг и достигнет небывалого еще в мировой
истории могущества и расцвета... "
Что касается встречи с митрополитами, то она действительно
состоялась.Но отнюдь не отчаяние или благодарность руководили Сталиным
при организации этой встречи, а необходимость взять под контроль
церковную жизнь на освобождаемых территориях Советского Союза - в
оккупированных немцами областях люди сами открывали храмы, ведь
оккупанты им в этом не препятствовали».
По мнению Кураева, был и не менее весомый мотив. Красной армии
предстояло освобождение Европы, часть стран которой была православной.
Нужно было и их охватить влиянием. «Сталин хотел сделать Москву
православным Ватиканом, центром всех православных церквей мира. Но в
июле 1948 года Всеправославное совещание (с участием и митрополита Илии)
к ожидаемому в Кремле результату отнюдь не привело: иерархи церквей,
оказавшихся в удалении от советских танков (прежде всего Греции и
Турции), проявили неуступчивость. И Сталин, поняв, что в глобальной
политике религиозный ресурс он использовать не сможет, резко охладел к
церковным делам. Так что мы имеем дело с циничным прагматизмом
сталинской церковной политики в ходе войны».
Так это или иначе - сегодня судить трудно. А вот факт остается
фактом: Сталин способствовал возрождению патриаршества в России,
упраздненного еще Петром Первым.
|