Газета "Наш Мир" br>
7 сентября 2011 года на Мировом политическом форуме в Ярославле
состоится презентация доклада "Жить вместе. Как сочетать многообразие и
свободу в Европе XXI века". Презентация доклада уже состоялась в
Берлине, Лондоне и Риме. Проект доклада был подготовлен Группой видных
европейских деятелей по запросу генерального секретаря Совета Европы
Т.Ягланда и вынесен на обсуждение Европейского Содружества, общественных
и политических организаций, государственных лидеров с целью выработки
совместной стратегии по сохранению единства в условиях культурного и
этнического многообразия на основе демократических принципов. Поскольку
Россия, Украина, Молдова являются членами Совета Европы, то важно
обсудить этот доклад со всех сторон и в этих странах.
Что подтолкнуло европейских политиков к разработке данного документа? В чем важность доклада для европейского сообщества?
Во-первых, доклад интересен тем, что основными его темами стали
социально-демографические и политические проблемы современной Европы. В
центре внимания данного документа динамика и степень восприятия
общественным сознанием граждан и политической элиты Европы
основополагающих социальных и правовых ценностей и достижений
европейской демократии таких как, право индивидуальной свободы и
равенство всех граждан перед законом. Эти общественные ценности
рассматриваются сквозь призму Европейской конвенции о правах человека.
Во-вторых, значимость выбранных тем доклада обусловлена обостренной
ситуацией в сфере миграционной политики – притоком в страны Европы
переселенцев с Востока и из Африки, образованием "параллельных обществ",
не интегрированных или не достаточно интегрированных в европейский
социум, – и реакцией европейского общества на эти процессы, нередко
приобретающей форму ксенофобии и политического экстремизма.
В-третьих, авторы доклада подчеркивают, что в Европе заметно
усилились праворадикальные течения, и в этой связи заявляют о рисках,
представляющих угрозу базовым демократическим ценностям. Разработчики
документа предлагают государствам-членам Совета Европы в качестве
рекомендаций способы решения назревших проблем и изменения в
общественном сознании образа представителей национальных меньшинств,
"инаковых" в культурном и религиозном отношении.
В состав экспертной Группы вошли известные общественно-политические
деятели, политологи и журналисты из разных стран Европейского Союза, но
среди них нет ни одного представителя Церквей и религиозных течений.
Документ носит исключительно светский характер, что отвечает
установкам его создателей. Однако доклад имеет ряд правовых идей,
которые в будущем могут быть положены в основу правового регулирования в
сфере не только социально-политических, но и – межкультурных и
межрелигиозных отношений.
Уже сегодня затронутые в докладе темы вызывают ряд вопросов и
опасений; многие принципы, взятые в основу доклада, подвергаются резкой
критике. Так, например, образ подавляемых мигрантов, представленный в
докладе, и нетерпимого большинства, которому, по мнению составителей,
свойственна ксенофобия и радикализм, вызывают настороженность и
опасение. Поэтому важно, чтобы высокие гуманитарные стандарты,
предъявляемые в докладе к обеспечению прав меньшинств, не превзошли
стандарты жизни подавляющего большинства граждан.
Вот почему сегодня необходимо дать оценку данному тексту с точки
зрения ценностей, оказавшихся "за скобками" проекта, но имеющих
первостепенное значение для большого числа людей.
О своем видении ситуации и мнение о докладе "Жить вместе. Как
сочетать многообразие и свободу в Европе XXI века" рассказал нам
Представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы игумен
Филипп (Рябых).
Игумен Филипп (Рябых)
Что в докладе вызывает положительную реакцию?
Сегодня для многих Европа ассоциируется исключительно с Европейским
Союзом, в который, например, ни Россия, ни Украина не входят. Мне
кажется, это важно, что именно Совет Европы, объединяющий 47
стран-членов, открыл дискуссию о том, что есть Европа, и какой мы ее
хотим видеть в будущем. По крайней мере этот взгляд на европейское
будущее изначально не предполагает новых разделительных линий на
континенте и деление европейских стран на первосортные и второсортные.
На мой взгляд, заслуживает одобрения позиция авторов доклада в
отношении вопросов, обсуждение которых напрямую влияет на стабильность и
процветание континента. В докладе подробно рассматривается самая острая
проблема современной Европы – положение мигрантов, прибывших из стран с
неевропейской культурой, и отношение к ним коренных европейцев.
Наряду с другими объединениями гражданского общества в докладе
признается роль религиозных общин в формировании общественных настроений
в Европе, а также их участие в дебатах об общеевропейской судьбе.
В документе говорится: "Совет Европы и государства-члены должны
разработать стабильную и признанную платформу для улучшения своих
отношений с видными представителями религиозных и неконфессональных
организаций".
Это – весьма важное утверждение на фоне существования другой позиции,
сторонники которой призывают к изоляции религии в пределах частной
сферы, а значит к дискриминации верующих людей в публичном пространстве.
Хотелось бы отметить еще один положительный пункт доклада: признание
нетерпимости и враждебности в отношении христиан не только в тех
европейских странах, где христиане составляют меньшинство, но и там, где
они представляют собой большинство. Более того, само выделение этой
проблемы в отдельный пункт представляется определенным достижением. Еще
недавно создавалось впечатление, что судьбы христианства в Европе на
всех европейских международных площадках просто игнорировались.
Что в докладе заслуживает критики?
Теперь хотелось бы отметить слабые стороны данного документа. В
докладе констатируется важнейшая проблема Европы – снижение рождаемости и
зависимость развития благосостояния европейских стран от рабочих рук из
неевропейских стран.
Авторы утверждают, что, если Европа желает и далее экономически
развиваться, то ей нужно научиться жить в мире с прибывающими трудовыми
мигрантами. Однако почему-то докладчики ничего не говорят о
необходимости усиления политики, направленной на увеличение рождаемости,
поддержку семейных ценностей и многодетности коренного европейского
населения.
Вот еще один важный момент. В докладе говорится о проблемах
соблюдения прав только мигрантов, прибывших из стран, не входящих в
Совет Европы. О проблемах коренных народов, переезжающих из одной части
Европы в другую, говорится в общих чертах, а особое внимание уделяется
только цыганам.
В то же самое время огромное число граждан из Восточной Европы
трудятся в странах Европейского Союза. Они сталкиваются с не меньшими
трудностями и враждебностью, чем неевропейские мигранты. Для Русской
Церкви это особенный вопрос, так как много ее чад из Беларуси, Украины,
Молдовы и России отправляются на заработки в Западную Европу. Нередко
западноевропейские СМИ создают очень непривлекательный образ
русскоязычных людей.
На мой взгляд, стоит обратить внимание и на то, каким в докладе
создается образ подавляемых мигрантов и нетерпимого большинства,
которому якобы свойственна ксенофобия и радикализм. Конечно, заслуживают
уважения и поддержки высокие гуманитарные стандарты доклада,
утверждаемые в отношении мигрантов.
Однако представляется, что они не должны превышать стандарты жизни
подавляющего большинства граждан той или иной страны. К сожалению, в
документе очень мало предложений, направленных на защиту прав
большинства и снятие беспокойств его представителей.
Еще один важный момент в докладе – проблема столкновения между
"религиозной свободой" и "свободой слова". Авторы подчеркивают важность
защиты права высказывать такие мнения, которые могут не нравиться другим
группам граждан. Однако они не определяют, где проходит та грань, за
которой начинаются оскорбление и унижение.
Например, выставка "Осторожно, религия!" или карикатуры на основателя
ислама Мухаммеда. В этом году Архиерейский Собор Русской Церкви принял
документ о противодействии богохульству и клевете в СМИ. Некоторые
возмутились, что православные христиане декларировали свою готовность
противостоять законными способами клевете и богохульству в публичной
сфере.
Почему же право критиковать религию и религиозные организации
отстаивают "не на жизнь, а на смерть", а в праве верующим выражать и
защищать свои убеждений отказывают? Все горячие новости на
nashmir.kz!
|