Газета "Наш Мир" br>
Кошерную еду покупают не только иудеи, а халяльную – не только
мусульмане. Почему рынок конфессиональных продуктов растет как на
дрожжах?
На минувшей неделе завершился один из главных праздников мусульман
всего мира, Ураза-байрам. А немногим ранее православные отмечали сразу
три Спаса – Яблочный, Медовый и Хлебный. Россия – самая верующая
страна в Европе, свидетельствуют социологи: по данным фонда
"Общественное мнение", в Бога верят 82% россиян, а опрос Ipsos
показывает, что твердо верующих у нас целых 56%. Это дает широкий
простор для деятельности на территории России не только миссионерам всех
конфессий, но и предпринимателям, которые стремятся заработать на
религиозных чувствах граждан. Запреты на употребление тех или иных
продуктов и правила изготовления пищи, прописанные в священных книгах,
стали сегодня маркетинговым инструментом, который позволяет получать
дополнительную прибыль.
ПОСТНЫЙ ДЕНЬ
Накануне крупных православных праздников во многих магазинах как
грибы вырастают прилавки с тематической продукцией – постные продукты,
мед и яблоки, куличи и пр. Заведения общепита также стараются не
отставать, в массовом порядке внедряя в свои меню соответствующие
пункты. Например, одна из столичных сетей кафе празднует Медовый и
Яблочный Спас целый месяц – с 15 августа по 15 сентября, предлагая
посетителям запеченные яблоки, сбитень, блинчики с яблоками и корицей.
Но настоящий бум начинается в период Великого поста.
Спрос на постные продукты неуклонно растет, отмечают эксперты. Дело в
том, что поститься становится модно: диетарные ограничения православных
прекрасно вписываются в популярное во всем мире стремление вести
здоровый образ жизни.
Все это очень четко отслеживают маркетологи производителей продуктов
питания, ритейлеров и заведений общепита. В период постов (особенно
Великого) падают продажи мяса, колбасных изделий, яиц, майонеза,
молочной продукции. "При этом есть продукты, которые специально вводят и
закупают под пост, например, постный майонез и другие соевые молочные
продукты", – говорит партнер Retail Training Group Елена Комкова.
Директор по операционному управлению сети трактиров "Елки-палки" Михаил
Стависский отмечает, что в дни Великого поста более чем на 70%
возрастает потребление вегетарианских блюд.
Однако пост пока так и не стал торговой маркой. Русская православная
церковь не занимается сертификацией и стандартизацией, поэтому, покупая
продукт с надписью "постный", нельзя быть уверенным, что именно ты
держишь в руках, поэтому приходится тщательно читать этикетку.
Православию еще очень далеко до ислама и иудаизма, где налажена система
сертификации соответствия продуктов религиозным канонам, а рынок
халяльных и кошерных товаров исчисляется сотнями миллиардов долларов.
МИРОВЫЕ БРЕНДЫ
Исламский халяль и иудейский кашрут на мировом рынке давно стали
аналогом бренда и пользуются большой популярностью. "В мировой практике
производство и сертификация подобной продукции на сегодняшний день
представляет собой мощную специфическую индустрию, влияние которой
распространяется не только на продукты питания, но и на
непродовольственные товары и практически на весь спектр сферы услуг –
от общественного питания до транспорта и финансов", – отмечает аналитик
УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. По словам системного аналитика
Международного центра стандартизации и сертификации "Халяль" Совета
муфтиев России Тимура Зарипова, объем мирового халяльного рынка
составляет около $1 трлн.
Наиболее он развит в странах с преимущественно мусульманским
населением: Иране, странах Персидского залива и Северной Африки. Однако
наблюдается рост производства халяльной продукции и в Европе. Например,
из 480 фабрик компании Nestle 75 выпускают продукты для мусульман.
Не отстает и кашрут. "Как бренд кашрут раскручен на Западе, –
рассказывает директор компании по оптовой продаже кошерной продукции
"Меадрин" Ольга Дышко. – Например, в США, по статистике, 80%
потребителей продукции со знаком кашру-та не являются потребителями
именно кошерной еды, в то же время до 40% всей выпускаемой продукции на
территории США – со знаком кашрута". Во всех крупных сетях
супермаркетов США есть отделы с кошерными товарами.
Мировой рынок кошерной и халяльной продукции, несмотря на ее
относительную дороговизну, растет на 15-20% в год, отмечают эксперты. И
связано это совсем не с ростом числа верующих. "Целевая аудитория таких
товаров гораздо шире, – объясняет директор по маркетингу и развитию
бизнеса трейд-маркетинговой компании NMT Владимир Тихоненков. – Это и
люди, стремящиеся к здоровому образу жизни, и те, для кого важна
гарантия высокого качества продуктов".
Качество продуктов – один из главных крючков, на который
производители ловят новых потребителей. Ведь просто написать на упаковке
"Халяль" или "Кашрут" нельзя. Для этого необходимо получить
соответствующий сертификат в специальных иудейских или исламских
центрах. Сделать это непросто, ведь оценивается все – от помещений и
оборудования до производственного процесса и того, как ведется бизнес.
Так что потребителей, в общем-то, не обманывают, поэтому они и готовы
переплачивать за конфессиональный продукт.
РОССИЯ ДОГОНЯЕТ
В России данная индустрия, скорее, переживает начальную стадию своего
развития, занимая пока небольшую долю рынка. Но спрос растет очень
быстро, поскольку повышаются доходы граждан и потребление смещается в
сторону более качественных продуктов. Эксперт департамента оценки "2К
Аудит – Деловые консультации/Morison International" Ирина Воробьева
отмечает, что если до кризиса темпы роста рынка халяльных продуктов
составляли 10-15% в год, то сейчас они подскочили до 30-40% в год. "Рост
происходит не только за счет мусульман, но и за счет населения,
представляющего другие конфессии", – отмечает Тимур Зарипов.
Наибольшим спросом пользуется халяльная мясная продукция (говядина и
баранина). Доля ее продаж в Москве, к примеру, составляет 15% от общей
категории охлажденного мяса, рассказывает руководитель по корпоративным и
внешним коммуникациям Metro Cash & Carry в России Оксана Токарева.
С кошерными товарами в нашей стране сложнее. "В Москве людей,
потребляющих кошерную продукцию, вряд ли наберется больше, чем 10 тыс.
человек, – полагает Ирина Воробьева. – Приобрести ее можно в основном
только в магазинах при синагогах. Хотя в Москве и Санкт-Петербурге уже
появились первые супермаркеты, торгующие только кошерными продуктами".
Эксперты отмечают, что сегодня предложение пока очень ограничено и
цены весьма высоки из-за того, что почти вся продукция импортируется.
"Халяль пользуется спросом, который с каждым годом растет, – говорит
директор по закупкам сезонных товаров "Ашана" Татьяна Кузьмичева. –
Если же говорить о кашруте, то, к сожалению, такой продукции нет, пока
мы не нашли поставщика, готового в необходимом нам объеме поставлять ее,
однако такой рынок достаточно перспективен".
Впрочем, российские компании все же начинают выходить на "кошерный"
рынок. Кризис дал толчок развитию отечественного производства в этой
нише. Особенно заинтересованы в получении сертификата алкогольные
компании. "Это достаточно важное конкурентное преимущество для
экспортоориентированных производителей и для увеличения объема продаж на
западном рынке", – объясняет Ольга Дышко.
По мнению сопрезидента Ассоциации брендинговых компаний России
Алексея Андреева, заинтересованность в поддержании авторитета
конфессиональных регалий есть у всех форматов бизнеса. "Это выгодно
всем, прежде всего, малому и среднему бизнесу. Бренд обретает более
выраженный характер и получает конкурентное преимущество перед более
глобальными игроками, – объясняет Алексей Андреев. – Но и большим
брендам выгодно иметь конфессиональную принадлежность, потому что, как
оказалось, широкие массы потребителей, несмотря на веру и
национальность, лояльно относятся к конфессиональным продуктам".
Это подтверждается конкретными бизнес-историями. По словам директора
компании "Арта" Светланы Артамоновой, начало производства кошерных
джемов осенью 2008 года буквально спасло компанию: "Из-за кризиса было
трехкратное сокращение производства, и работала только одна смена, а по
кошерному направлению объемы продаж до сих пор увеличиваются и
увеличиваются".
С точки зрения маркетинга конфессиональные продукты – это золотая
жила. Одна из главных задач маркетинга – привлечь на свою сторону любые
дополнительные потребительские мотивы, способные укрепить позицию
продукта. "Иудей, выбирающий кошерные продукты, прежде всего, реагирует
на маркер. Он представитель культуры, и кошерный продукт, прежде всего,
соответствует его ценностям. Для брендинга это великая победа, так как
продуктовый бренд получает истинного приверженца", – комментирует
Алексей Андреев.
Так что перспективы у российского рынка конфессиональных продуктов
неплохие. А если к этому подключится РПЦ, то нас ждет настоящий бум.
СЛОВАРЬ
ХАЛЯЛЬ – общепринятый во всех странах термин на арабском языке
переводится как "разрешенный". Сертификация "Халяль" – подтверждение
заявленного свойства, соответствующего исламским канонам (для России это
стандарт СМР "ХАЛЯЛЬ-ППТ-СМР"). Центр стандартизации и сертификации
"Халяль" создан Советом муфтиев России.
КАШРУТ – дозволенность или пригодность. В обиходе термин "кашрут"
("кошерный") чаще всего связан с вопросом о пригодности пищи к
употреблению. Предписания по преимуществу относятся к продуктам
животного происхождения, способам их приготовления и правилам
употребления.
Сертификат кошерности выдается Департаментом кашрута с подписью главного раввина России.
ПИЩЕВЫЕ ЗАПРЕТЫ НЕКОТОРЫХ РЕЛИГИЙ
ПРАВОСЛАВИЕ:
– блюда, содержащие жидкую кровь;
– алкоголь в больших количествах;
– любое мясо и птица (для монашествующих);
– мясо, молоко, яйца, рыба и продукты из них, а также постное масло (во время строгих постов).
ИСЛАМ:
– свинина;
– алкоголь;
– мертвечина и мясо с кровью;
– любое мясо, заколотое не с именем Аллаха;
– мясо ездовых животных, за исключением (с некоторыми оговорками) конины и верблюжатины.
ИУДАИЗМ:
– животные не жвачные и не парнокопытные (например, верблюды или свиньи), их молоко;
– все хищные птицы, а также болотные и водоплавающие (кроме гуся и утки), а также яйца "нечистых" птиц;
– рыба без чешуи и плавников (икра), моллюски и прочие морские обитатели;
– все пресмыкающиеся и насекомые (кроме разрешенных в пищу четырех видов саранчи, распознаваемых по традиции);
– вино, приготовленное или открытое неиудеем.
Все горячие новости на
nashmir.kz!
|