Газета "Наш Мир" br>
Билл Тансер, глава
подразделения по глобальным исследованиям компании Experian Hitwise и
автор книги Click: What Millions of People are Doing Online and Why It
Matters («Что делают миллионы пользователей в интернете и почему это
имеет значение») уже больше десяти лет мониторит и анализирует мировой
интернет-трафик: кто, когда, где, каким образом и сколько времени
проводит во всемирной сети. Именно Experian Hitwise впервые объявила,
что социальная сеть Facebook обошла по посещаемости Google в США. Сейчас
аналитики компании готовят отчет о главных трендах глобального
интернет-трафика за последние 5 лет. Билл Тансер рассказал Slon.ru
некоторые подробности.
- Ваш последний большой отчет был представлен в 2008 году. Что за
это время изменилось в глобальном интернет-трафике, какие тренды
сохранились, какие, наоборот, исчезли?
- У нас накопилось много промежуточных данных, которые мы постоянно
публикуем, но для глобальных отчетов важны длинные периоды - поэтому мы
остановились на пятилетках. Следующий большой отчет будет представлен в
следующем году, информацию еще предстоит систематизировать, но о
каких-то фактах можно говорить уже сейчас. Первый факт для большинства,
очевидно, не будет новостью: это продолжающийся рост посещаемости
социальных сетей. На них сегодня приходится около 25% мирового трафика, а
в 2008 году этот показатель составлял около 15%. Учитывая общий рост
объема трафика, это очень большие цифры. Так значительно за время нашего
мониторинга не рос ни один сегмент интернета. Второй факт - серьезные
географические изменения: Китай, Индия, Юго-Восточная Азия сравнялись по
доле глобального трафика с Европой и США. На все эти регионы вместе
теперь приходится примерно 70% пользовательской активности в сети. И
третий важный факт, который мы отметили, связан с возрастом
интернет-аудитории. Она одновременно молодеет и стареет. Если в 2008
году до 70% трафика приходилось на людей от 25 до 45 лет, то сейчас
возрастное поле интернет-активности очень размыто: значительный объем
трафика стали обеспечивать, в том числе, молодые люди от 17 до 25лет и
пользователи в возрасте от 45 до 55 лет.
- В 2008 году вы объявили, что доля пользовательских запросов,
относящихся к порнографии, сократилась практически вдвое, в том числе в
результате роста интереса к социальным сетям. Какие сегменты интернета
потеснили социальные сети за последние 5 лет?
- Тогда, кстати, речь не шла о том, что социальные сети совсем
заместили в интересах пользователей порнографические ресурсы. Мы лишь
отметили, что у достаточно активного ядра интернет-аудитории социальные
сети и порноресурсы оказались в одном слоте интересов. При этом
социальные сети стали перетягивать на себя время, проведенное этими
пользователями в сети. Можно даже сделать смелый и провокационный вывод:
с визуальной, физиологической порнографией стала конкурировать
порнография социальная. Не секрет, что популярность соцсетей во многом
поддерживается потребностью человека в психологическом эксгибиционизме.
Эта гипотеза подтверждается и последующими за нашим отчетом
исследованиями: уже есть несколько работ - профессиональных социологов и
психологов - где подробно рассматривается сходство потребления
порнографического и социального контента. За последние пять лет
социальные сети сильно потеснили сайты развлекательного сегмента. Если
вы помните, в прошлом десятилетии модель развлекательного интернета была
очень популярна у крупных сетевых компаний и холдингов, ее
проповедовали Yahoo, AOL, MySpace в его первой версии и т.д.
Развлечения: игры, музыка, видео, агрегация глянцевого контента - все
это процветает и сейчас, но уже не в таком очевидном формате, произошла
интеграция разных моделей, они обогатились социальными функциями. Именно
социальные сети нанесли по утилитарным развлекательным моделям самый
сильный удар. Не только в рыночном плане, предложив аналогичные сервисы
в рамках своей структуры. Но и в плане времени: пользователи стали
проводить больше времени в социальных сетях, увидев прямые или косвенные
развлечения именно там. Хороший пример - Великобритания, где по данным
нашего последнего исследования, доля социальных сетей, включая Facebook,
в месячном интернет-трафике составила 12,46%, в то время как на долю
развлекательных ресурсов, куда, в том числе, входят очень популярные
видеосервис ITV Player и спортивный ресурс SkySports.com, пришлось
12,18%. С этим связан и еще один важный тренд: коммуникации становятся
главным развлечением. Чаты, месседжеры, интернет-клубы на протяжении
десятилетия были большим, но не главным сегментом рынка
интернет-развлечений. Сегодня социальные коммуникации, с точки зрения
времяпрепровождения пользователей, окончательно завоевали этот рынок.
- А что с информационными сайтами? Их социальные медиа, по идее, должны были сильно потеснить в потребительских предпочтениях.
- Здесь мы наблюдаем интересный взаимообогащающий эффект. Ваш вопрос
логичен: действительно, социальные сети начинают многим заменять ленту
новостей, лента наших друзей становится информационным фильтром, соцсети
выступают как информационные агрегаторы. Они, конечно, не могут убить
интернет-медиа как таковые, но, как минимум, должны были
перераспределить в свою пользу часть трафика. Но в глобальном масштабе
этого не происходит. Социальные сети стимулируют развитие новых
интернет-медиа, приучая пользователей к потреблению информации.
Информация профессиональных медиа удерживает пользователей в соцсетях, а
параллельно соцсети щедро делятся с медиа трафиком. В результате медиа
не только теряют время пользователей, но и приобретают его. При этом,
мне кажется (хотя я и не готов подтвердить это пока на основе каких-то
данных), что до сих пор существует дефицит информационных сайтов -
трафика, который они могут поглотить, больше, чем самих медиа.
- Какова специфика трафика в разных регионах мира? Скажем, сильно ли отличается китайский трафик от американского?
- Специфика китайского трафика связана с резким ростом ранних
пользователей, что типично для таких больших рынков: например, у ранних
пользователей страшно популярны разнообразные месседжеры и чаты, сервисы
видеоконференций и т.д. В целом, как и везде, основной объем
пользовательских запросов и переходов приходится на поисковики, сервисы
электронной почты и социальные сети. При этом есть нюансы, которые
свойственны только Китаю. Например, в Китае очень большой объем
мобильного трафика - он примерно в полтора раза больше, чем в США. Для
многих пользователей, особенно за пределами Пекина и других больших
городов, смартфон оказался оптимальным устройством для первого выхода в
сеть. Более того, несколько миллионов китайских пользователей выходят в
интернет исключительно с мобильных устройств, то есть воспринимают веб
только через экран смартфона. Такая мобильная ориентация сказывается на
общем трафике: там меньше, чем в США, доля переходов на сайты
электронных магазинов, при этом более популярны, чем в среднем по миру,
скидочные сервисы, фотохостинги и видеопорталы.
- А в Индии, в Восточной Европе, в России?
- Везде есть мелкая специфика, которая отражает не только уровень
развития интернет-рынка, но и особенности национального характера. В
Индии необычно популярны спортивные сайты и спортивные социальные сети.
Это результат всеобщего увлечения крикетом. Там сильные спортивные
ассоциации, пиар-активность которых пришлась на период быстрого роста
индийского интернета. А главное - там очень активные фанаты, которые
создавали многочисленные кустарные ресурсы, которые сначала развивались
как локальные, а потом получали общенациональный статус. В Восточной
Европе больше, чем в среднем, популярна традиционная электронная почта -
пользователи проводят на почтовых сервисах больше времени, чем на
поисковиках. Это такая традиционалистская модель интернета, спокойная и
скромная. В России до сих пор больше времени, чем в США и Европе,
проводят на универсальных порталах - таких, как «Рамблер» и Mail.ru.
Везде модель Yahoo умирает, в России это тоже произойдет, но, судя по
всему, медленнее, чем на развитых рынках. Видимо, сказывается
подсознательная имперская тяга к большим масштабам, сложным надстройкам,
широта души.
- Омоложение и взросление активной интернет-аудитории как-то связаны с
переменами в содержании интернета, с новыми сервисами, рынками, которые
появились за последние 5 лет?
- Этот процесс объясняется не только обычной инерцией и ростом числа
домохозяйств, подключенных к интернету, как можно было бы подумать.
Например, омоложение активной аудитории во многом связано с развитием
видеосегмента сети. Возрастная группа от 17 до 25 всегда особенно
активно потребляла телевизионный контент. Интернет стал для нее
естественной и удобной заменой телевидения. Если говорить о сервисах, то
Youtube сделал для омоложения аудитории интернета больше, чем
какие-либо другие проекты вместе взятые. У аудитории «45-55» тоже есть
символичный драйвер роста - это Amazon. Конечно, не он один оказал
влияние на процесс взросления. Но его модель большого универсального
интернет-ритейлера стала примером для многих других аналогичных
проектов, сформировала практику повседневных электронных покупок. Личный
пример: у моей матери Amazon и Walmart.сom в течение нескольких лет
были единственными закладками в ноутбуке. И в этом нет ничего
удивительного. Сами электронные продавцы подтверждают: возрастная
аудитория склонна к регулярным и системным покупкам, лучше реагирует на
скидки и маркетинговые акции.
Все горячие новости на
nashmir.kz!
|