Газета "Наш Мир" br>
В 1881 году группа американских
протестантов приехала в Иерусалим, чтобы «стать ближе ко второму
пришествию Христа». Но вне религиозной жизни они сыграли огромную роль в
Палестине – первыми начав цивилизовать местное население на
европейский манер.
Историю американской колонии в Иерусалиме можно начать с
кораблекрушения в 1873 году в Атлантике. В нём погибли 4 маленьких
дочери Горацио и Анны Спаффорд. Они были родом из американского штата
Иллинойс, и считались верующими христианами – евангельскими
протестантами. Но трагедия ещё больше усилила их веру, а также толкнула
на создание общины в Палестине, в которой они надеялись максимально
близко ожидать второго пришествия Христа.
Спаффорды и небольшая группа их сторонников переехали в Восточный
Иерусалим в 1881 году. Вскоре к ним присоединился еврей-сефард Яков
Элиягу из Лондона. В 1882 году колония состояла вместе с детьми из 18
человек. Основными её принципами стали общность имущества и денег, а
также безбрачие. Фактически это был прообраз первых советских коммун или
израильских кибуцев. После смерти Горацио матриархом колонии стала
Анна Спаффорд (фактически она правила ей до своей смерти в 1923 году).
Колония быстро расширялась за счёт местных турок, арабов и евреев.
Сами колонисты стали учить арабский язык, который стал у них языком
межнационального общения. К 1890 году к колонии присоединились около 20
человек из Румынии, Индии и Украины. А в 1896 году туда прибыла большая
партия шведских протестантов. Среди них были видный фермер Ларс
Ларссон.
Новые члены общины – шведы привнесли колонистам существенный опыт,
которого им не хватало в сельском хозяйстве, маркетинге, столярном и
кузнечном деле, ткачестве и хлебопечении. В частности, именно Ларс
Ларссон разработал в Иерусалиме те передовые агротехнологии, которыми
полвека спустя станут пользоваться первые граждане государства Израиль.
Это были птицефермы и молочные фермы (надои в 1900 году составляли
около 2200 литров в год – на уровне Голландии и Дании того времени),
системы капельного орошения.
А в 1899 году колонию посетила шведская писательница Сельма Лагерлеф,
которая по итогам проживания там сочинила роман «Иерусалим». Она была
впечатлена системами образования и медицины, которые удалось создать
колонистам. Кстати, Лагерлеф стала первой женщиной-писательницей,
получившей Нобелевскую премию (в 1909 году).
С расширением братии колонии пришлось искать новый дом. Им стал
бывший дворец османского паши в том же Восточном Иерусалиме, с большим
садом и внутренним двором. Там также удалось устроить литературный клуб,
теннисные корты и небольшой театр.
Тогда же американцы и шведы стали активно цивилизовать местное
население – арабов, евреев, армян и греков. Американский педагог Джон
Динсмор создал школу с классической английской программой. Посещали её в
основном дети местной элиты, поскольку образование в ней было платным –
около 50 долларов в месяц (по современному курсу – около 1000
долларов). Динсмор также прославился тем, что собрал наиболее полную
ботаническую коллекцию Палестины. Собирал он её до самой смерти в 1951
году.
В 1904 году правило безбрачия в колонии было отменено. Первую свадьбу
тут сыграли Берта Вестер и выходец из Швейцарии, кальвинист, миссионер
и антиквар Фредерик Вестер. Вскоре Берта Вестер де-юре становится
руководителем колонии и под её влиянием община начинает секуляризацию. В
частности, одним из высокодоходных бизнесов колонии становится
консалтинг в сфере археологических раскопок и исследования Библии. Также
она основала множество магазинов, социальных услуг, строительных
компаний. Большие деньги делались на фотографиях святых для христиан
мест Иерусалима – эти открытки расходились по всему миру. Основателем
фотографической фирмы в общине стал индийский еврей Илия Майерс.
Благотворительность в Палестине также была основана этой колонией –
сразу после начала Первой Мировой в 1914 году. В Иерусалиме появляются
отделения Красного Креста, на деньги общины создаётся дом для сирот, а
также инвалидный дом.
В конце 1920-х годов в колонии произошёл раскол – её шведская часть
обвинила американцев в присвоении денег. Многие шведы тогда покинули
общину и вернулись к себе на родину. В то же время в средине 1930-х
английская администрация стала подозревать многих колонистов в работе на
фашистскую Германию, и десятки активистов были объявлены персоной
нон-грата и высланы из Палестины в США (стоит признать, что около
половины американцев имели немецкие корни).
Но ко времени объявления независимости Израиля американская часть
колонии смогла сохранить часть своих значимых активов. В частности
иерусалимский отель, который так и называется «Отель американской
колонии».
Все горячие новости на
nashmir.kz!
|