Газета "Наш Мир" br>
В сентябре состоялся очередной
саммит СНГ в Душанбе, который стал юбилейным, и имеется повод для
оценок деятельности и состояния данной организации.
Нужно
сказать, что, помимо СНГ, на постсоветском пространстве предпринимались
попытки создания других организаций, с участием тех или иных
государств, прежде всего, ГУУАМ и ОДКБ, которые явно не имели успеха:
во всяком случае, ГУАМ приказал долго жить, а ОДКБ до сих пор
испытывает концептуальные и политические проблемы. Если бы Советский
Союз не имел аналогичных проблем, то он, возможно, и не развалился бы, и
ожидать от государств, отличающихся по очень многим целям, социальным и
политическим условиям, религии и культуре, создания более-менее
сплоченной организации не приходится.
В Душанбе президенты
государств-членов СНГ оказались в таком тесном кругу, что со всей
очевидностью было понято, что либо нужно объявить о самороспуске этой
организации, либо, в лучшем случае, создании нового межгосударственного
клуба на «руинах последних иллюзий». Во всяком случае, поставлено под
сомнение участие в СНГ таких крупных стран, как Украины, Узбекистана, а
теперь уже и Белоруссии, а Азербайджан, практически, уже не состоит в
ней.
Тем не менее, Армения воспользовалась своим членством в СНГ
в полней мере, или настолько, насколько это было возможно. При этом,
наиболее корректными отношения Армении сложились с государствами
Центральной Азии, которым были чужды политические проблемы и конфликты
на Южном Кавказе. Ровные и понятные отношения с Туркменистаном,
Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном имели немаловажное значение для
Армении. Отношения с Грузией длительное время находятся на грани фола,
и, видимо, характер этих отношений сохранится.
С тремя
восточнославянскими государствами отношения Армении всегда были
достаточно проблематичными. Украина и Белоруссия (видимо, очень завидуя
Израилю и Турции) стали важными поставщиками вооружений Азербайджану,
понимая, что это государство официально заявляет о намерении начать
войну с Арменией.
Главный «гарант безопасности» и
«стратегический партнер» Армении – Россия, после длительных и
мучительных раздумий, также стала поставлять современные вооружения
Азербайджану, а у президента Д.Медведева поднялась рука подписать новый
принципиальный договор с Турцией в «сакраментальный» для Армении день
16 марта.
В этих условиях Армении угрожает оказаться под
руинами этой совершенно непродуктивной конструкции, какой всегда было
СНГ. Армения заинтересована в менее форматных, но деятельных
межгосударственных организациях, какой может стать Таможенный Союз,
который имеет перспективу преобразоваться в Единое экономическое
пространство, а также ОДКБ, при всей проблематичности этого военного
блока. То есть, речь идет о Евразийском проекте или о Евразийском блоке
государств, который реализуем, при преимущественном участии именно
евразийских государств, к которому не имеет никакого отношения ни
Украина, ни большинство стран Центральной Азии.
Евразийской
проект - это самое реалистичное, что можно себе представить, по крайней
мере, в обозримой перспективе. России придется ограничить свои
внешнеполитические амбиции, но взамен обрести более понятные и защитимые
рубежи и пространства. Нужно сказать, что современные апологеты
Евразийского проекта вполне сознательно допускают нечестность в части
определения границ Евразии и сути этого понятия. Россия не должна
опасаться, утратив влияние на Украину и Белоруссию, стать азиатской
державой, если будет последовательно выстраивать евразийскую стратегию,
вместе с «объективно-обусловленными» партнерами, а не надуманными, как
это происходило до сих пор.
Южный Кавказ не имеет никакого
отношения к Евразии, ни в каком ракурсе не вмещаются в это пространство и
политические интересы возможного альянса. Но для Армении евразийство -
чужая, но не чуждая идея и цель. Время со всей очевидностью
продемонстрировало, что идея реанимации постсоветского пространства
совершенно не отвечает интересам Армении и весьма опасна для нее. Из
всех возможных доктрин, которые могут инициировать в Москве, наиболее
приемлемо для Армении евразийство.
Что касается СНГ, то Армения
не должна поддерживать организации, которые, в той или иной мере, могут
использоваться для давления на нее. Тем не менее, в каждой влиятельной
организации необходимо иметь партнера, который мог бы блокировать
усилия противников и недругов, как например, Иран выступает таким
партнером Армении, находясь в Организации исламская конференция. Рано
или поздно, СНГ, если бы оно получило развитие, стало бы
инструментарием давления на Армению, так что, СНГ находится на
«правильном пути».
Игорь Мурадян
Все горячие новости на nashmir.kz!
|