Газета "Наш Мир" br>
По информации "Известий" двадцатилетняя эпопея с задолженностью КНДР завершится до конца года.
Россия собирается простить Северной Корее $11 млрд, которая
страна задолжала еще СССР. Об этом «Известиям» сообщил источник, близкий
к Минфину. В конце августа в СМИ проходила совершенно иная информация в
связи с готовящимся визитом главы КНДР Ким Чен Ира на Дальний Восток и
Сибирь. В ходе одного из российско-северокорейских мероприятий
замминистра финансов России Сергей Сторчак отметил, что проблема долга
требует решения сразу нескольких сложных вопросов: признания России как
правопреемницы СССР, конвертации советских рублей в доллары и т.д.
Почему-то общественность восприняла эти слова как доказательство
того, что двадцатилетние переговоры о возврате задолженности близки к
завершению. Однако, как сообщил «Известиям» источник, российская сторона
может списать долг КНДР. Переговоры об этом - после трехлетнего
перерыва - возобновились в июне 2011 г., с российской стороны в
консультациях участвовали Внешэконобанк, Минфин, некоторые другие
ведомства.
Собеседник «Известий» пояснил, что предложение по списанию долга возникло по нескольким причинам.
Во-первых, КНДР неплатежеспособна, взять с нее нечего. Более того,
Россия постоянно оказывает безвозмездную помощь продовольствием и
топливом. Например, только в августе-сентябре текущего года Россия в
порядке гуманитарной помощи поставит Пхеньяну порядка 50 тыс. тонн
пшеницы. Нужно отметить, что помимо России, Северная Корея должна еще
десятку стран, и долг этот также исчисляется миллиардами долларов.
Во-вторых, огромный долг мешает налаживанию экономических связей
между Россией и КНДР, а у нашей страны большие планы по части
совместных проектов.
В-третьих, все прежние попытки договориться (в том числе, Россия
пыталась привлечь Северную Корею к переговорам в рамках Парижского клуба
кредиторов) провалились. КНДР из политических соображений игнорирует
все международные структуры, соглашаясь контактировать исключительно с
нашей страной, как основным кредитором. При этом корейцы раньше не
соглашались возвращать никакую, даже весьма малую часть долга деньгами и
настаивали на его полном списании.
На этот раз, как сообщил источник «Известий», российская сторона
предложила схему, по которой 90% долга списывается, а оставшиеся 10%
должны быть использованы для реализации совместных проектов на
территории Северной Кореи. На эту схему, по словам источника, корейская
сторона предварительно согласилась.
Официально в Минфине во вторник эту информацию не подтвердили.
- Консультации по урегулированию задолженности возобновились, но решение пока не принято, - отметили в ведомстве.
Тем не менее, эксперты не сомневаются, что такой вариант устроил бы всех.
- Аналогичная проблема была успешно решена практически со всеми
должниками, - говорит ответственный секретарь Центра исследования
проблем азиатского и тихоокеанского региона Института мировой экономики
международных отношений РАН Александр Федоровский. - Например, Вьетнаму
часть долга мы списали, часть перевели в инвестиции, какую-то часть
страна выплачивает нам товарами, услугами. Можно было бы раньше найти
компромисс и с Кореей, но все упирается в негибкую позицию страны и
архаичность ее экономической системы.
Другие должники оказались расторопнее и получили индульгенции по не
менее внушительным, чем северокорейский, кредитам в обмен на расширение
участия России в экономической системе своих стран. Так, в 2008 году от
большей части долговых обязательств ($12 млрд из $12,9) благополучно
избавился Ирак, допустив на свой рынок крупных российских инвесторов. То
же произошло и с Сирией, которая взамен заключила с Россией выгодные
контракты в военно-промышленном и нефтегазовом секторах. Прощены были
Афганистан и Монголия, Эфиопия и Ливия, а также беднейшие африканские
страны.
Как пояснил Александр Федоровский, в последнее время КНДР тоже
пытается «выйти из скорлупы» и начать экономическое взаимодействие с
соседями, прежде всего, с Китаем и с Россией. Но попытки эти пока нельзя
назвать устойчивой тенденцией. По мнению эксперта, списание долгов
Северной Корее - акт в большей степени политический, нежели
экономический. Ресурсов или разработок, которые могли бы заинтересовать
Россию, в КНДР нет. А непредсказуемость внешней политики и
подверженность вспышкам гнева по отношению к Южной Корее, нередко
заканчивающаяся стычками, делает коммунистическую республику мало
пригодной для совместных проектов.
- Списание госкредитов - это история больше о снижении международных
рисков, чем о невозможности получить доходы, - считает главный экономист
УК «Финам» Александр Осин. - Нужны ли сейчас Китаю итальянские
облигации? А Франции или Германии - греческие? Речь идет о выравнивании
международных рисков, которые в случае чего в равной степени затронут
всех.
Но на этот раз, похоже, процесс урегулирования задолженности близок к
завершению. По словам нашего источника, необходимые соглашения могут
быть подписаны до конца этого года.
Мария Сарычева
Все горячие новости на nashmir.kz!
|