Газета "Наш Мир" br>
Индия. - Индийские мусульманки занимаются
творчеством в новом жанре изобразительного искусства. Применяя
традиционные исламские формы, они затрагивают современные
социально-политические вопросы и проблемы женщин.
«Они
новаторски обыгрывают традиционно исламские элементы, интерпретируя их в
своих картинах, отображающих окружающую действительность», — говорит
глава академии изящных искусств Лалит-Кала Ашок Ваджпейи (Ashok
Vajpeyi).
Две главные представительницы этого вида исламского
искусства – Зарина Хашми (Zarina Hashmi) и ныне покойная Насрин Мохамеди
(Nasreen Mohamedi).
Уроженку Карачи Насрин Мохамеди, умершую в
1990 году, критики часто называют прогрессивным художником, который
отдает должное урбанистическим мотивам за счет необычной игры форм и
пространства, времени и места, что делает ее работы неповторимыми и
совершенно не характерными для «женского» мусульманского искусства.
Работы
индийской художницы Зарины Хашми, которая сейчас живет в Нью-Йорке,
представлены на выставке, открывшейся недавно в галерее Devi Art
Foundation в Дели.
Она использовала для своих медиа-инсталляций
восемь писем своей сестры Рани из Пакистана. Письма написаны на урду и
являются документом многих важных общественно-политических событий,
происходивших на полуострове Индостан в 1940-50-е годы.
Художница
наложила на страницы писем исламскую каллиграфию, что позволило ей
создать новую метафору, рассказывающую о жизни в Пакистане и Индии с
точки зрения мусульманки.
Настоящая революция
Творчество
Зарины Хашми, которая уехала в США в 1976 году, стало настоящей
революцией, говорит куратор выставки историк Рубина Кароде (Roobina
Karode).
«Американцы ожидали от нее индийских клише – ярких
цветов, орнаментов. Ее сдержанные монохромные полотна были восприняты
как "неиндийские”», — рассказывает она.
Наследие своих предшественниц развивает новое поколение индийских художниц-мусульманок.
Среди
них Шабнам Шах (Shabnam Shah), которая также работает в черно-белой
гамме, Нида Мехмуд (Nida Mehmood), создавшая собственный «фирменный»
стиль в рамках таких направлений, как поп-арт и китч.
«В Индии
существует большая группа художниц, которые находятся в поиске
собственного языка, собственных средств выражения, которые позволили бы
им передавать реальность в исламской перспективе», — говорит критик и
директор галереи Art Heritage Gallery Амал Аллана (Amal Allana)
Все горячие новости на nashmir.kz!
|