Газета "Наш Мир" br>
Президент Дмитрий Медведев
заявил, что расследование причин авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем
должно носить открытый характер. "Это серьезная трагедия, серьезное
резонансное происшествие. Все должно быть публично и открыто”, — сказал
он.
Было это 9 дней назад.
Публичность и открытость
все понимают по-разному. Чиновники от следствия заявили, что возбуждено
уголовное дело, чуть позже — что оно расследуется, назначены экспертизы.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) оказался щедрее на
информацию. Последний раз порадовал 12 сентября, сообщив, что
практически расшифрованы данные бортовых самописцев, что Як-42 был
технически исправен, система управления работала нормально, закрылки и
стабилизатор находились во взлетном положении, метеоусловия были
приемлемыми, перегруза самолета не было, топливо было качественным.
Простой
народ понимает публичность несколько иначе. Все озвученное официальными
органами лишь порождает слухи, домыслы и версии. А хочется ясности.
Например, если данные "черных ящиков” расшифрованы, то опубликуйте,
пожалуйста, хотя бы переговоры пилотов. И всем сразу станет ясно, кто
управлял самолетом — первый пилот или второй, подгонял ли диспетчер
летчиков или нет, что вообще творилось в кабине.
Расскажите,
проходил ли экипаж предполетный медосмотр, что показали анализы крови
погибших (это быстро делается, не надо ссылаться на длительность
экспертиз). Потом опубликуйте выводы технической комиссии. И всем сразу
станет ясно, как проводилось расследование и кто виноват.
Но
этого не будет. Будет опять крайне обтекаемое сообщение. Что-то типа "к
катастрофе привело нарушение экипажем правил летной эксплуатации”. И
опять начнутся домыслы, слухи, версии.
С другой стороны, мы уже настолько привыкли не верить чиновникам, что даже если они скажут правду — все равно не поверим.
Я
сам грешу тем, что люблю теории заговора. И когда человек, которому я
всецело доверяю и который оказался хорошо информирован о ходе
расследования сообщил мне, что к катастрофе привела банальнейшая ошибка
летчиков, — тоже сначала не поверил.
Ну не может такого быть!
Слишком просто. Тем более что, как оказалось, причина стала понятна
специалистам, занявшимся расследованием, едва ли не в день трагедии:
летчики не отключили стояночный тормоз. Первый пилот перед взлетом
передал управление второму — и скорее всего именно в этот момент на
включенное состояние стояночного тормоза не обратили внимание.
А теперь, что называется, на пальцах.
Двигатели
лайнера набрали необходимые обороты и работали на взлетном режиме.
Закрылки и стабилизатор были во взлетном положении. Отказов систем не
зафиксировано. Но Як-42, двигаясь по полосе, упорно не набирал нужную
для взлета скорость. Для этой машины взлетная скорость — 215 км/ч. На
этой скорости самолет после отрыва от земли ведет себя устойчиво. В
данном же случае летчик, выражаясь на профессиональном сленге пилотов,
"подорвал” Як-42 — оторвал его от земли на меньшей скорости. Это
возможно, но крайне рискованно.
По утверждению специалистов ОКБ
Яковлева (летчиков и инженеров-конструкторов), тяги двигателей Як-42
вполне хватает, чтобы самолет катился при включенном стояночном тормозе
(собственно, так происходит и в случае разгона автомобиля "на ручнике”) —
тормозное усилие у него незначительное, в отличие от основных тормозов
самолета. При этом колеса шасси прокручиваются, и явно выраженных следов
торможения на полосе не остается.
Вечером в среду заместитель
министра транспорта Валерий Окулов заявил журналистам, что Министерство
транспорта РФ считает несостоятельной версию о том, что крушение
самолета Як-42 произошло из-за неотключенного стояночного тормоза.
"Пока
информации предметной по реальным причинам катастрофы мы не имеем,
несмотря на то, что самописцы в хорошем состоянии, и оперативно
расшифрованы речевой и параметрический”, — сказал г-н Окулов. Он
отметил, что на взлетно-посадочной полосе следов торможения самолета не
было.
В свою очередь глава Росавиации Александр Нерадько добавил:
"Все, что заявляют эти "эксперты”, это не соответствует
действительности”.
А что им оставалось говорить?
Публичность
и открытость все понимают по-разному. Кроме того, как заявил наш
источник, "сейчас, до появления официального заключения о причинах
катастрофы, под заявлением об ошибке экипажа никто не подпишется”. Дело в
том, что комиссия может попытаться в своем заключении хоть как-то
оправдать погибший экипаж. Ведь в противном случае семьи летчиков, и так
потерявшие своих родных, не получат положенных им денежных выплат. Хотя
стоит заметить, что МАК нередко не идет на поводу у гуманистических
соображений и прямо указывает на вину пилотов. Посмотрим, как будет на
этот раз.
А пока официального заключения нет, и замминистра
транспорта Окулов, и глава Росавиации Нерадько, да и другие официальные
лица вынуждены опровергать любую появляющуюся версию катастрофы. Даже
если она соответствует действительности.
Впрочем, при нынешней публичности и открытости правды мы можем никогда не узнать.
Дмитрий Попов
Все горячие новости на nashmir.kz!
|