Газета "Наш Мир" br>
Система школьного образования в США подвергается жёсткой критике с
первого же дня существования. Каждый год миллионы родителей,
правозащитников и инициативных групп требуют от федеральных, штатных и
городских властей усовершенствовать образовательную сферу. Одних не
устраивают высокие цены на учебники, вторые недовольны самим качеством
обучения, третьи считают, что в современных школах дети чувствуют себя
недостаточно безопасно.
На официальные дискуссии, форумы и конференции о перспективах
школьного образования в Соединённых Штатах тратится огромное количество
денег. Но проблемы, к сожалению, остаются одними и теми же. «РБ»
предлагает вашему вниманию список самых существенных недостатков
американских школ.
Профсоюзы учителей. «Учитель – это не профессия, а призвание души», -
говорили ещё древние греки. К сожалению, это правдивое утверждение идёт
вразрез с американскими реалиями. Многих преподавателей, как правило,
состоящих в профсоюзах, больше интересуют собственный заработок и льготы
(страховка, отпуск, сверхурочные), нежели само обучение детей.
В прошлом году, например, учителя устроили не менее тридцати акций
протеста по всей стране. Они наотрез отказались работать, в результате
чего школы временно закрылись, а родители должны были в спешке решать, с
кем оставить детей.
Школьный садизм. В Соединённых Штатах действует несколько тысяч
организаций, борющихся со школьным садизмом. Государство ежегодно тратит
миллионы долларов на различные акции по противодействию малолетним
мучителям. В одном только Нью-Йорке за последние пять лет было принято
не менее тридцати законов, призванных снизить уровень жестокости в
школах. К сожалению, садисты как были, так и есть.
Согласно официальным данным, каждый третий ребёнок подвергается
психологическому или физическому воздействию со стороны других учеников.
Как следствие многие дети страдают депрессией и фобиями, предпринимают
попытки самоубийства.
Школьные канцлеры. Звучит парадоксально, но школьные канцлеры в
отдельных городах и штатах являются самыми ненавистными чиновниками.
Зачастую взгляды канцлеров идут вразрез не только с родителями детей, но
и со здравым смыслом. Яркое тому подтверждение – Джоэл Кляйн,
возглавлявший Департамент образования города Нью-Йорка (New York City
Department of Education) с 2002 по 2011 год. Он сделал так много ошибок,
что некоторые мамы и папы всерьёз предложили упразднить должность
школьного канцлера.
Проблема заключается ещё и в том, что данные специалисты редко
прислушиваются к мнению родителей и учителей. Как правило, они исполняют
волю вышестоящих чиновников.
Наркотики. Независимые исследования правозащитников из организации Help
for Troubled Teens показали, что торговля наркотиками ведётся в 99%
американских школ. Официальные лица, представляющие образовательные
ведомства, такую жуткую статистику, естественно, не признают.
Несмотря на то, что сегодня существуют суперсовременные технологии,
позволяющие за несколько секунд вычислить наркоманов или наркоторговцев
(специальные тесты, сканеры, датчики запаха и т. д.), чиновники
закрывают на проблему глаза.
Единственными «борцами» со школьной наркоманией фактически являются
металлические таблички с надписью Drug Free Zone возле образовательных
учреждений.
Школьная охрана. В прошлом учебном году на школьных охранников было
подано свыше 100 тысяч жалоб. Охранники игнорируют призывы о помощи от
жертв садистов, неохотно разнимают драки, равнодушно относятся к
соблюдению профессиональных инструкций. Причина 20% всех школьных
преступлений – халатность охранников.
Федеральные законопроекты, подразумевающие усиление требований к
школьным охранникам (плюс поднятие заработной платы), провалились на
первой стадии рассмотрения.
Второстепенные предметы важнее базовых. Бывший школьный учитель Уильям
Ллойд, а ныне ярый критик существующей системы школьного образования,
так описал процесс обучения: «Дети могут не уметь достаточно хорошо
читать, писать и считать, но они знают абсолютно всё о защите окружающей
среды и борьбе с дискриминацией. Взрослые погружают подрастающее
поколение в свои собственные проблемы, забывая о первостепенных школьных
дисциплинах».
Отсутствие дисциплины. В подавляющем большинстве американских школ
вообще отсутствуют какие-либо наказания за плохое поведение. Поэтому
дети хорошо знают, что им ничего не будет за разгильдяйство и
непослушание. Как следствие дети не уважают ни друг друга, ни учителей.
Школы южных штатов страны тем временем всерьёз подумывают о том,
чтобы ввести телесные наказания за плохое поведение. Ещё сто лет назад
данный метод являлся гарантией жесткой дисциплины в образовательных
учреждениях.
Необходимость единой униформы. Главная причина неравенства между
детьми – внешний вид. Об этом ещё сорок лет назад заявили калифорнийские
психологи. Они были удивлены тем фактом, что стильная и дорогая одежда
превозносит подростка над сверстниками, а скромная и неброская одежда,
наоборот, вызывает в его отношении чувство презрения.
Единая униформа необходима. Однако законы о «дресс-коде» сегодня действуют только в частных школах Америки.
Проверка потенциальных работников. Несмотря на то, что законы
запрещают бывшим преступникам работать в школах, они вновь и вновь
устраиваются на должности учителей, охранников, водителей жёлтых
автобусов и уборщиков. Это приводит к тому, что с наступлением школьного
сезона сотни детей и подростков становятся жертвами педофилов,
грабителей и садистов.
В Соединённых Штатах до сих пор нет качественной системы проверки
потенциальных школьных работников. Более того, некоторые образовательные
учреждения принимают на работу
«людей с улицы» уже после непродолжительного словесного собеседования.
А Что ты знаешь о школе?
На каком-то этапе мне стало казаться, что этого опроса не будет –
все, как сговорившись (причем независимо от того, есть дети или нет,
двадцать лет прожил в Америке или сто двадцать, учился тут в школе или
не учился...), стали давать одинаковые, простите, даже заштампованные
ответы... Из серии: детям с собой в школу надо давать ланч, во время
занятий они сидят на полу, всех учат играть в баскетбол и там стреляют
друг в друга... Но постепенно ситуация улучшилась, в том смысле, что
стали появляться интересные мнения. И, главное, полезные. Я увидела
школу словно изнутри, глазами бывших учеников и бывших родителей
учеников. Зрелище, сразу скажу, не для слабонервных.
Ирина, 39 лет, дизайнер ландшафта, в Америке семь лет, дочке 20 лет.
Я знаю точно – если ты сама не знаешь права своего ребенка в школе, их
обязательно нарушат! Права моего ребенка были нарушены в американской
школе с первого дня. Мы с дочкой переехали с Украины, я приехала по визе
невесты. Тут сразу вышла замуж за своего жениха и отдала дочь в школу.
Ане тогда было 13 лет. И первые полгода мы буквально промыкались. Потому
что нам не хотели засчитывать оценки из украинской школы, и баллы у
ребенка были катастрофически низкими. А еще с ней никто не общался. Нет,
все улыбались и шли мимо. Не говорю, что это неправильно, но она
девочка из другой страны, привыкла к другому обращению в школе, ей 13
лет, нужна своя компания... А тут улыбки и тишина... Никого класса,
классного руководителя, психолог только школьный мне сказала тогда, мол,
девочка тревожная. Еще бы! Короче, первые полгода были адом. А потом из
столицы штата пришло письмо в ответ на запрос моего мужа – он
возмущался, что права ребенка нарушаются. Из этого письма я узнала, что
школа нарушила в отношении Ани основной Закон о дискриминации. Не учли
оценки из Украины, не провели тестирование на знание английского языка и
не назначили учителя, не назначили ей дополнительные предметы, по
которым она отстает... В общем, нарушили все, что можно! А это вплоть до
уголовного наказания для директора школы. А знаете почему директор все
нарушил? Он старался сэкономить государственные деньги. Когда Аня
получила преподавателя по английскому, когда стала набирать там, где
отставала, мы получили другой шок – кто-то прислал ей по почте ее в
голом виде. Фотошоп, конечно, но ребенок опять был в стрессе. Вы не
представляете, как мы всей семьей ждали выпускного!
Елена, 43 года, домохозяйка, в Америке 10 лет, дочке 18.
Что вы хотите услышать от меня, про что? Про булллинг, наверное? Так
это есть в любой школе в любой стране мира. В любой! Почитайте, в
интернете на эту тему есть прекрасные исследования, в которых
учитывается опыт разных стран. И вся Европа страдает от жестоких
подростков, и Штаты, и Россия...
В Америке школы разные, есть и такие, где за учениками следят в оба
глаза и никогда не позволят бить кого-то в туалете. А есть и такие, где
выживает сильнейший, где тебе могут в волосы жвачку специально закатать,
чтобы ты все обстриг, или где девочки друг другу головами в унитаз
макают.
В Википедии есть целая глава о школьном буллинге Америки. Я прочитала
ее перед тем, как ребенка в школу отдавать. Опять же фильмы, которые
снимаются об американских школах, те, в которых показывают насилие,
жестокость и самоубийства детей на этой почве, не врут! Не
преувеличивают совсем.
Моей дочери обстригли косу. У нее были роскошные волосы, красивые. И
одна девочка принесла ножницы и специально обстригла их. Дочке было
тогда почти 11 лет. Можете себе представить наше и ее состояние...
Если бы мальчик обидел, папа бы наш его подкараулил без свидетелей и поговорил, а так?
Дочь долго плакала, не хотела ходить в школу, хотя ее обидчица была
наказана. Прошел месяц, и она пошла заниматься фигурным катанием. Ушла в
спорт с головой. И через восемь месяцев ее было не узнать. Она стала
крепче духом и телом. И ее обидчица оставила ее в покое.
Мой совет всем родителям будущих школьников – если ваш ребенок очень
дружелюбен, отдайте его в спорт обязательно! Без него в американской
школе не выжить – заклюют.
Ирина, 43 года, бебиситер, в Америке 14 лет, дочери 24, сыну 23 года.
Я, конечно, уже мало что помню. Но вроде там все хорошо. Моя дочь
приехала в Америку и через месяц пошла сразу в первый класс – не читала
по-английски и не говорила совсем! К концу года читала, общалась и
вообще бежала в школу каждый день как на праздник. Я не могу себе
представить такое же в России. С другой стороны, много минусов.
Я сама по образованию музыковед. Но помню, была в шоке, когда
увидела, какую они проходят химию... Да мои школьные знания по ней – это
первый и даже второй курс вуза! Физика тоже вся – от простейшей до
ядерной за четыре месяца...
Вроде как плохо это. С другой стороны, почему ж тогда их
промышленность и наука на голову выше наших, в смысле российских? А еще
здесь политика вмешивается в процесс обучения, и ребенок выходит из
школы оболваненным.
- Может, патриотом?
- Нет, оболваненным демократом.
Илона, 29 лет, студентка, в Америке 9 лет, детей нет.
Знаю, что учиться надо по месту жительства. Мне кажется это
неправильно. Особенно если ребенок белый, а район, например, черный.
Вообще школы в Америке хороши тем, что они разные. И рассчитаны на
разные потребности.
Сын моих соседей выбрал керамику, рисование и физкультуру. Прекрасный
мальчик, который сразу понял, что университет ему не потянуть. И стал
развиваться так, как ему удобно.
Есть «буллинг». Для меня это слово и вообще ситуация связана с русским
словом «быковать» и с такой же ситуацией. Кибер-буллинг, кстати, теперь
еще есть... Я помню, как мне в школе одноклассник при всех задрал платье
и мне было очень тяжко на другой день идти в школу... А теперь
представьте – вам задрали это же самое платье, но сняли все на камеру и
выложили в интернете. Или добавили деталей в это видео, или сделали его
замедленным... Да современному подростку проще голову в петлю сунуть,
чем после такого позора в школу пойти. Вот они и суют... Потому что
жаловаться родителям у них не принято – еще больше засмеют. Так принято в
школах Америки, мне рассказали об этом американские друзья в
университете.
Анна, 30 лет, менеджер по рекламе, в Америке 10 лет, сын учится в четвертом классе.
Ну, что знаю... В нашей школе есть форма, меня как маму это очень
радует. Потому что каждое утро, когда сын встает и надевает ее, он сразу
переключается на школу, он понимает, куда и зачем он сейчас пойдет. Это
дисциплинирует. Еще в нашей школе бесплатные ланчи для всех, никто не
спрашивает, каков доход родителей. Это тоже не может не радовать. Что
еще... Насилие... Нет, вроде не обижают, он не жалуется, по крайней
мере. Ну а кучками они там все, конечно, собираются.
Анастасия, 32 года, владелица интернет-магазина, в Америке 6 лет, дочка ходит в первый класс.
Знаете, я скажу почти как Жванецкий – школу надо выбирать тщательнЕЕ.
Мы специально переехали из Нью-Йорка в Нью-Джерси, в один определенный
город – по наводке, потому что там действительно одна из лучших школ в
Америке. Дом купили там. И я теперь точно знаю, что около хорошей школы
дом тысяч на сто дороже, честное слово! Я про школу своей дочери знаю
все. Вплоть до того, что у нее в классе восемь учеников по фамилии Ли. У
нас есть форма, это хорошо. У нас музыка и театр, и вообще все, что
только можно себе представить для развития ребенка. В нашей школе, не
скажу, кстати, что так везде, так вот у нас дети уже во втором классе
пишут сложные сочинения, выступают перед классом с лекциями всякими, ну,
типа – show-n-tell, пресс-конференции даже проводят. Вообще сейчас мы с
мужем и дочерью наслаждаемся, потому что пока все без проблем. Но я
знаю про унижения, которые в школе есть. Возможно, те, кто ездит в
школьных автобусах, с первого и нулевого класса подвергаются им. Свою
дочь мы возим на машине и пока с этим не сталкивались. Вообще дети
выглядят не агрессивно, скорей, доброжелательно в американских школах.
Учителя там не воспитывают детей, нет запретов особых, одергиваний. А
вот в Нью-Йорке со школами совсем плохо – в одни лучше не попадать, в
других не появляться. Моя подруга тоже переехала в Нью-Джерси из-за
школы.
Павел, 32 года, водитель, в Америке десять лет, детей нет.
Вход в американские школы через металлоискатель, выйти до тех пор, пока
не кончатся занятия, нельзя. Опоздать тоже – не пустят на уроки. Знаю,
что отдать ребенка можно туда и в четыре года, и даже в три! Там все
время какая-то ротация – меняются составы классов и учителя, и как бы к
концу обучения ты успеваешь со всеми из параллели поучиться в одном
классе. Не знаю, хорошо это или плохо... С одной стороны, хорошо – я вот
лично сейчас никого из параллели почти не помню. С другой – а как же
школьный друг, с которым все десять лет за одной партой? Там нет
сильнейших. То есть сильнейший там тот, кто лучше учится, того все
уважают. Хотя, говорят, в старших классах пацаны дерутся, но не так
серьезно, как в России мы в свое время дрались. Мои знакомые, у которых
сын учится, живут в Остине. Школы там плохие. Как я могу это понять.
Мальчик этот Петр, когда приехал из России, имел по английскому три и
вообще был троечник. Ему было 12 лет. Сейчас он учится на все пятерки.
Но я-то вижу, что у него английский лучше почти не стал! Словарный запас
слов 800! Говорят, у среднего американского школьника словарный запас
примерно 1200 слов, это при том, что английский язык самый богатый в
мире... Хорошие знания бедные или иммигранты там получить не могут.
Хорошие – это такие, которые помогут поступить и учиться в университете.
Потому что государственная школа – это плохая школа, а частные доступны
не всем. Там все доносят друг на друга, стучат. Можно записывать слова
учителя, накопить это, а потом показать директору, и она или он найдут
за что уволить препода.
Райна, 41 год, программист, 16 лет в Америке, сыну 17 лет, дочке 9.
Самое первое, что меня поразило, когда я привела записывать ребенка в
школу, там не пахнет тухлой капустой! Или молочной кашей, в общем, нет
всепобеждающего запаха общепита, как в детсадах и школах России. Там
пахнет чистотой, даже если краска на стенах облупилась местами. Все
равно чисто и пахнет чистотой. Еще там безопасно. Мне нравятся
зарешеченные окна, это означает, что на моего ребенка не упадет кусок
стекла, если вдруг окно разобьется. Мне нравится, что там зарешечены все
светильники, что нельзя по коридору ходить во время занятий. Даже в
самой обычной школе Америки, в глубинке, можно набрать баллы для
поступления в хороший университет. Даже в плохой школе можно получить
нужные знания, главное - твое желание. И умение абстрагироваться от
мальчиков со «стеклянными глазами», которые употребляют наркотики, или
беременных девочек... Все зависит от самого ребенка, его настроя и
настроя его родителей. Потому что обычная американская школа – это срез
общества, ребенка нельзя ограждать от этого, потому что это жизнь, а от
нее не оградишь. Мой сын несколько раз приходил в грязной одежде –
говорил, что спотыкался... Я понимала, что он не спотыкался совсем... И
мой муж, его отчим, сказал ему однажды – когда тебя толкают в грязь,
представь, что в грязь толкают твою маму или сестренку... Сыну хватило
одной этой фразы. Больше его никто не обижал. Дочке проще – среди
девочек такого в школах унижения нет.
Мария, 33 года, домохозяйка, в Америке год, сын только что пошел в первый класс.
Мне кажется, или я знаю, что там нет явных любимчиков, нет
психологического давления на ребенка, например, зачисления в отстающие.
Там никого не называют по фамилиям, не объявляют при всем классе оценки
вслух...
В американских школах, слава богу, нет дневников и родительских
собраний. Мне кажется, что у американской школы главная задача воспитать
в детях self-confidence. А это главное, что нужно в жизни. Не могу
перевести это слово на русский... Не хочется говорить «самоуверенность»,
потому что это слово вроде как с отрицательной окраской. Да и я сама
училась в той самой школе, где «Я – последняя буква алфавита». В общем,
ребенка учат быть уверенным в себе, побуждают думать, а не повторять за
учителем. Меня особо радует, что если ребенок нацелен учиться, то ему
помогут тут. А если нацелен играть в футбол, ну что же, значит, он будет
играть в футбол...
Игорь, 41 год, специалист по установке и ремонту кондиционеров, в Америке 22 года, сыну 16 лет, дочке два года.
Все государственные школы похожи друг на друга, как братья-близнецы.
Тут никакой дискриминации быть не может. Хотя наши знакомые учили
ребенка на дому, потому что школа в их местности была рассчитана на
будущих фермеров, только 14% выпускников из нее поступали в университеты
и колледжи. Но это действительно было где-то в сельской местности, в
Буффало. У меня старший ребенок сейчас учится в high school, и я жду,
когда это все кончится! И думаю все время – господи, как хорошо тем, у
кого ребенок еще маленький, в начальной школе... Ребенок мой загнан этой
системой, он вообще не похож на веселого школьника из американской
комедии. Он все время нервничает, ни разу утром в школу еще не ушел
спокойный и уверенный в себе. Ни разу!
Наина, 49 лет, безработная, в Америке семь лет, внучка ходит во второй класс.
Все мои знания от внучки. Но она очень плохо говорит по-русски, и,
может, я что-то перепутаю... Знаю, что там даже учителя пишут печатными
буквами, потому что много иммигрантов и не все могут понимать письменные
буквы. А, может, им просто письменные и не нужны... Они же там с малых
лет учатся печатать, у меня внучка уже быстрее меня на компьютере текст
набирает. Бесплатно возят на автобусах, бесплатно кормят. Задают много,
но внучка моя так от уроков, как дочка когда-то в советской школе, не
устает. В школу ходит с радостью. Они там часто готовят концерты разные.
В общем, в целом я довольна школой.
Вероника, 36 лет, помощник дантиста, в Америке 11 лет, сыну 13.
Как бы если не вникать глубоко, то в американской школе все хорошо. Мой
ребенок сразу стал в классе любимчиком, не знаю, как так вышло. Но он
заводила, любит петь, танцевать, вокруг него всегда какое-то движение...
Может быть, это спасло его от унижений, знаете, не каждый рискнет
унизить того, кого любят все. Все же знают про эти унижения... Пока что
мой сын любит школу, а уж как там дальше будет... Все мы смотрим новости
и знаем, что там происходит в старших школах. Как они друг друга клюют
и тюкают и как потом вот такие вот затюканные берут у родителей оружие и
идут всех расстреливать. И стреляют, кстати, в учителей, которые не
смогли их защитить. Потому что все ученики понимают – учителя в курсе
того, что происходит в школах, в курсе, что в туалете могут унизить,
ударить... В курсе, но предпочитают не вмешиваться...
Винни, 46 лет, программист, американец, детей нет.
Школы в Америке очень неплохие. И программы там тоже. Но так было не
всегда. Я знаю, что после того, как в Союзе запустили первый космический
спутник, Штаты переняли многое в плане образования. И более углубленное
изучение точных наук, и ввели курирование школ, точнее, сделали его
более строгим. В общем, признали свое отставание и позаимствовали то
хорошее, что увидели у конкурентов. Я считаю, ребенок должен пройти
обычную школу, не платную, не частную, а обычную. Но в хорошем районе.
Потому что там в школах другая атмосфера – раз. Во-вторых, школы там
все-таки более обеспеченные... Да, школа на дотации государства, но,
насколько я помню, у нас за школы отвечает местное самоуправление тоже.
Финансирование школ идет в основном за счет налогов на собственность в
районе... Поэтому там, где дорогая недвижимость, там и неплохие вливания
в школьное образование...
Ивар, 44 года, повар, в Америке 14 лет, сыну 15.
Школа, где учится мой сын, черно-желто-белая, как везде. В обычном
районе Бруклина. Самая обычная. Но в свое время мы подделали лиз, чтобы
нас взяли в эту школу. Парадокс – одна школа в четырех блоках налево,
другая в четырех, но направо. Мы относимся к той, что налево, а хотели в
ту, что направо. Как показатель – около той школы, что лучше, даже дома
дороже стоят! Подделали лиз – одну цифирку дописали просто и стали
относиться к «правильной» школе.
- А еще чем она отличается? Ради чего документы-то подделывали?
- Ну, вот процент черных... Разве этого мало? А так все, как везде.
Есть разборки среди подростков, а где их нет, где есть подростки? Это
возраст, особенности развития, ничего не поделаешь. Я пришел за сыном и
увидел драку. А охранник делал вид, что не замечает ее в упор. И только
когда зачинщик драки получил по носу и фингал под глаз, охранник
вмешался. Потом сын сказал мне, что зачинщик драки нарывался неделю. И
охранник специально не вмешался, потом этот пацан ходил неделю с
фингалом и полгода ни к кому не лез. Я считаю – это правильно.
А еще мне нравится, что мой сын может, основываясь только на школьных
знаниях, провести сравнительный анализ трех распространенных мировых
религий. Для меня это показатель того, что в школе готовят толерантных
людей. Еще один – все президенты Америки вышли из обычных школ.
Катрина, 33 года, риэлтер, в Америке 4 года, сыновьям-близнецам по 13 лет.
Школу надо выбирать. И переехать в округ, где школа лучше, придется
обязательно. Дома в таких округах стоят дороже, чем там, где школы хуже.
Но все равно в итоге дешевле, чем платить за частную школу, особенно
если у тебя не один ребенок. В нашей школе драки не типичное и не
массовое явление, по крайней мере, моих не били еще ни разу. С другой
стороны, моим детям проще, чем остальным, – они близнецы и сумеют друг
за друга постоять однозначно. Плохо другое – один близнец всегда
доминирует, и мои сыновья не исключение. Один выбирает предметы, другой
за ним хвостиком плетется... Но это уже проблема семьи, а не школы. Знаю
еще, что не меньше 50% старшеклассников занимаются сексом. И
беременеют, и рожают... И шантаж на почве секса, когда – я то про тебя в
интернете выложу, и то, и то... – тоже есть. Знаю об этом от своих
детей. Суицидов среди школьников у нас не было. Возможно, потому, что
школа может себе позволить хорошего психолога. Что еще... В Америке
престижно учиться. Поборов на учителей, поборов среди старшеклассников
нет... И в Америке есть полиция, которая может разобраться с насилием в
школе.
|