Газета "Наш Мир" br>
Теракты с использованием
смертников, убийства высшего афганского руководства, жестокие нападения
на Чарикар и другие места в окрестностях Кабула, столицы Афганистана, а
также резкое увеличение жертв среди гражданского населения от ударов
беспилотников, ставят под угрозу вывод американских и натовских войск
из страны.
Насилие стало настолько распространенным, что Ахмед Рашид, известный
эксперт по Талибану, пришел к выводу, что единственным вариантом
является ускорение мирного процесса посредством диалога с повстанцами.
Экономика
того, как будет выглядеть мир в Афганистане, должна быть важной частью
любых переговоров. Но что именно влечет за собой экономика мира, и
почему это так важно?
Одна из основных задач должна заключаться в
трансформировании обширной подпольной экономики Афганистана, которая
выжила, несмотря на присутствие большого количества сил НАТО, создавая
выгодные условия для Талибана и других групп, участвующих в боевых
действиях. Для реинтеграции этих воюющих сторон в продуктивную экономику
потребуются изменения в политике, в том числе быстрое возобновление
планов развития сельских районов и поощрение местного
предпринимательства, общественных работ и других правовых действий.
В
частности, США вместе с другими донорами и странами, предоставляющими
войска для НАТО, должны прислушаться к «десяти заповедям» во время и
после переговоров.
Во-первых, применить изречение Т. Е. Лоуренса
(Лоуренса Аравийского), что лучше позволить «им» делать это, чем
пытаться «сделать это лучше» для них. Таким образом, нужно позволить
национальным переговорщикам, местным лидерам и общинам определить то, в
чем нуждается их экономика и какие у нее приоритеты, а также позволить
повстанцам определить предпочтительное для них место для реинтеграции.
До тех пор пока участники не будут уполномочены и не вступят во
владение, программы не будут устойчивыми, ресурсы будут тратиться
впустую и мир не устоит.
Во-вторых, обеспечить интеграцию – а не
просто координацию – экономических факторов в политическую повестку дня
и мероприятия по обеспечению безопасности. Это повлечет за собой
использование реинтеграции и других экономических программ в качестве
стимулов для поддержания переговоров, а также поддержит мир и
стабильность в долгосрочной перспективе.
В-третьих, поддержка
мирного соглашения, разработанного в соответствии с финансовыми и
техническими возможностями страны для их реализации. Для этого нужны
обоснованные прогнозы внутренних налоговых поступлений, а также помощи, в
том числе правильное сочетание иностранного опыта для поддержания
этого процесса. Нужно избегать чрезмерно оптимистичных прогнозов,
которые приводят к неработоспособным планам и необоснованным ожиданиям,
которые правительство не будет в состоянии выполнить, как это,
например, произошло в Гватемале, когда в ней закончилась гражданская
война.
В-четвертых, канал помощи через бюджет центрального
правительства или через местные органы власти, чтобы чиновники могли
приобрести легитимность путем предоставления услуг и инфраструктуры, а
также предоставить субсидии и программы поддержки цен, чтобы заменить
опиумный мак законными культурами, такими как хлопок, который
производился в прошлом.
В-пятых, обеспечить, чтобы такая помощь
быстро переходила от краткосрочных гуманитарных целей – для спасения
жизней и кормления тех, кто отказался от войны – к восстановительным
работам, направленным на создание инвестиций, рост продуктивности и
устойчивой занятости, которые позволят людям вести достойную жизнь.
Следует избегать неудачи – такой, которая произошла на Гаити после
разрушительного землетрясения, – чтобы перейти от первой стадии ко
второй.
В-шестых, разработка хорошо спланированных и
синхронизированных программ для демобилизации, разоружения и
реинтеграции, которые являются непременным условием для того, чтобы
переход от войны к миру принял необратимый характер. При этом следует
помнить, что дилемма «неопределенности против специфичности» также
касается и экономических вопросов. Слишком много специфичности в
некоторых переменных и слишком много неопределенности в отношении
других потребовало проведения повторных переговоров по соглашению
«земля в обмен на оружие» в Сальвадоре, чтобы его реализовать.
В-седьмых,
создание различных программ для высших командных чинов, которые
обеспечат большую ориентацию, подготовку, доверие и техническую помощь.
ООН признала более высокие результаты от «плана-600» в Сальвадоре, чем
от программ для военных более низкого ранга, которым не хватало такой
поддержки.
В-восьмых, увеличить поддержку НПО успешной
регистрацией создания предприятий в сельских районах, в ковроткачестве,
ювелирном дизайне или любой другой деятельности, которую Афганистан
хочет развивать. Активная политика для продвижения новых проектов и
расширения местных компаний посредством кредитования, обучения и
технической поддержки является императивом.
В-девятых, создание
зон экономической реконструкции, чтобы дать импульс устойчивой
экономической деятельности, создание рабочих мест и доходов от
экспорта, улучшение эффективности использования и подотчетности в
отношении средств, выделяемых в виде помощи, а также недопущение
попадания страны в зависимость от иностранной помощи. Зоны могут
включать в себя совместно и сельскохозяйственные предприятия,
занимающиеся производством товаров для внутреннего потребления, и
трудоемкие производства и аграрные компании для экспорта. США и другие
страны должны открыть свои рынки для товаров, произведенных в этих
зонах.
Наконец, убедиться, что политические или мирные цели
преобладают все время, даже если это задерживает экономическую
стабильность и развитие. Это часто означает признание того, что
оптимальные и наиболее практичные экономические политики являются
недостижимыми – или даже нежелательными. Независимость центрального
банка и правило управления бюджетом «нет овердрафта» почти наверняка
окажутся слишком ограничивающими, чтобы проводить деятельность в
поддержку мира в Афганистане.
В урегулировании афганской войны
правительство и доноры должны стремиться к тому, чтобы избегать практики
невыполненных обещаний, которая наносила ущерб реконструкции страны в
прошлом. Только тогда Афганистан сможет вырваться из своего
многолетнего порочного круга насилия, коррупции, безработицы, торговли
наркотиками и зависимости от иностранной помощи.
|