Газета "Наш Мир" br>С первого взгляда понятно, что это не заурядная ферма: 6-футовый забор с шипами ограждает аккуратно посаженные овощи, у консольных ворот охрана, пропускающая только избранные автомобили.
«Это только для начальства. Здесь выращивают органически чистые овощи, перец, лук, фасоль, цветную капусту, но не продают все это народу»,— говорит 68-летний Ли Цзыкин (Li Xiuqin), всю жизнь проживший в деревне Шуньи (Shunyi). Его дом находится через дорогу от фермы, но он никогда не был на ее территории. «Простые люди не могут попасть туда».
До мая знак на воротах сообщал, что это собственность овощной базы пекинской таможенной администрации и Country Club. Вывеску сняли после того, как китайский репортер пробрался внутрь и опубликовал историю о ферме по производству органических продуктов питания, таких чистых, что огурцы можно есть прямо с грядки.
Во всем остальном мире этим могли бы гордиться. Но не в Китае. Органическое садоводство здесь засекреченное дело, самые чистые и безопасные продукты в основном поставляются к столу богатых и тех, кто имеет отношение к политике.
Многие лучшие продовольственные компаний страны не рекламируют себя. Они не хотят делать достоянием общественности информацию о том, что их продукция направляется только чиновникам Коммунистической партии, в столовые для ведущих спортсменов, иностранных дипломатов и для других элитных групп. Широкие массы, тем временем, питаются продуктами, которые все более загрязнены или все менее здоровые – мясо с добавлением стероидов, рыба из прудов напичкана гормонами для ускорения роста, молоко содержит опасные добавки, такие как меламин, благодаря которому разбавленное молоко проходит тесты на содержание белка.
«Чиновников на самом деле не волнует, что едят простые люди, потому что они и их семьи обеспечиваются специальными поставками продуктов питания», — говорит Гао Чжиюн (Gao Zhiyong), который работал в государственной продовольственной компании и написал книгу на эту тему.
В Китае специальные поставки является наследием ранних лет коммунистического правления, когда подразделения государственных предприятий выращивали свои собственные продукты питания и распределяли их по признаку статуса. «Лидеры хотели быть уверены, что у них достаточно продуктов питания и что никто не отравит их пищу», — сказал Гао.
В 1950-х годах советские советники помогли китайцам создать отдел закупки продовольствия при аппарате безопасности для поставки и проверки продуктов для руководства, согласно биографии Мао Цзэ-дуна, написанной его личным врачом. Чиновники низшего уровня были разделены на 25 категорий по количеству и качеству пайка.
В современном Китае ухудшение окружающей среды и снижение объема здоровой пищи порождают параллельную систему питания для элиты.
«Если заглянуть на 50 лет вперед, мы считаем, что надежные, безопасные и свободные от загрязнений продукты будут получать только те слои китайского общества, кто будет иметь доступ к специальному продовольственному обеспечению», — говорит Фелим Кайн (Phelim Kine) из гонконгского офиса Human Rights Watch.
В столице фермы спецпоставок расположены рядом с аэропортом, где живут более богатые иностранные специалисты и находятся многие международные школы, и на северо-западе – вдали от отравляющих миазмов, исходящих из перенаселенного и переполненного транспортом центра города.
Эксклюзивная ферма Jushan в западных предгорьях, созданная для обеспечения личной кухни Мао, по-прежнему работает под эгидой государственной Capital Agribusiness Group, поставляющей продукты для национальных совещаний. Государственная компания Beijing 2nd Commercial Bureau сообщает на своем сайте, что «обслуживает национальные банкеты и встречи, которые стали колыбелью безопасных продуктов питания в Пекине».
Государственный Совет, высший орган управления Китая, имеет своего собственного поставщика деликатесов, вплоть до соленых утиных яиц.
«Мы поставляем их в течение почти 20 лет, — сказал пресс-секретарь филиала Weishanhu Lotus Foods в провинции Шаньдун (Shandong). — Наш продукт нельзя купить в обычном супермаркете, так как объемы производства нашей продукции очень невелики».
Органические фермеры говорят, что они сталкиваются с давлением, чтобы они продавали свои небольшие объемы продукции по официальным каналам.
«Местные власти хотели бы, чтобы мы производили больше продуктов для должностных лиц и их обслуги, но мы считаем важным, чтобы люди могли пользоваться нашими продуктами», — сказал Ван Чжанли (Wang Zhanli), чья органическая молочная ферма в Янкине (Yanqing), прошедшая сертификацию в 2006 году, вторая по посещаемости туристами после Великой китайской стены.
Его молочная ферма Green Yard работает по голландской технологии. Коровы пасутся на траве без пестицидов, их доят в стерильных ангарах женщины в белых шапочках, более напоминающих лаборанток, чем доярок.
На органической диете коровы дают почти вдвое меньше молока, чем обычные молочные коровы, а это означает, что такого молока всегда не хватает, особенно после скандала 2008 года, когда от загрязненного молока умерли шесть китайских детей и заболели 300 тысяч человек. Менеджеры молочной фермы говорят, что две трети их продукции идет чиновникам, госпредприятиям, в посольства и международные школы. Ограниченное количество продается в дипломатические поселки и в несколько избранных магазинов, торгующих диетическими продуктами, по цене почти в три раза выше обычного молока.
«Мы не Швейцария. Наше население слишком велико, чтобы все могли питаться экологически чистыми продуктами», — сказал Ху Цзычжин (Hou Xuejun), главный управляющий молочной фермой Green Yard.
Существование спецобеспечения окутано завесой секретности из-за общественного недовольства привилегиями элиты. После того, как Southern Weekly, неудобная газета из Гуанчжоу (Guangzhou), опубликовала рассказ о ферме таможни, Центральный отдел пропаганды запретил в дальнейшем освещать данную тему, и статья была удалена с сайта газеты.
Таможенный департамент заявил, что не является собственником фермы, но подписал 10-летнее соглашение на покупку овощей.
«Благодаря этой сделке мы были в состоянии иметь стабильные поставки овощей в течение последних лет и можем платить за них гораздо меньше, несмотря на то, что цены на продукты питания растут так сильно в наше время», — сказал пресс-секретарь таможни Фэн Личжин (Feng Lijing).
В прошлом году были десятки скандалов из-за отравления некачественными продуктами. В прошлом месяце 11 человек на западе Китая погибли после употребления уксуса, загрязненного антифризом. Каждый новый скандал удваивает спрос на безопасные пищевые продукты.
Хотя в Шанхае и Пекине магазинов органических продуктов становится все больше, цены в них высоки. Отчаявшись приобрести чистые продукты питания по доступным ценам, некоторые китайские семьи образовали кооперативы, чтобы покупать их непосредственно у фермеров, создав собственную версию спецпоставок.
«Органических продуктов питания не хватает, так как немного фермеров, которые действительно знают, как выращивать органические продукты, и если вы нашли такую ферму, она слишком дорогая для простых людей», — сказала Лю Ючжин (Liu Yujing), пекинская домохозяйка, которая в прошлом году основала кооператив из 100 семей.
Мать 4-летней девочки, Лю пошла на это после разоблачений об отравленном меламином молоке. «Я знаю, что можно купить некоторые экологически чистые продукты в магазинах, но им я тоже не верю. Мы слышали, что многие из них являются поддельными».
Спортивные команды Китая ввели строгий запрет на употребление в пищу свинины спортсменами из-за опасений, что стероид кленбутерол, которым обычно, хотя и незаконно кормят свиней, может дать положительный анализ при тестировании на употребление запрещенных препаратов. Чемпионке по дзюдо Тон Вен (Tong Wen) было запрещено участвовать в международных соревнованиях в прошлом году после того, как тест показал следы препарата, но запрет Международной федерации дзюдо был отменен в феврале после того, как она сказала, что никогда сознательно не делала инъекций кленбутерола.
«Теперь у нас есть специальная команда, которая заботится о поставках продуктов. Мы более осторожны, чем когда-либо прежде. Мы покупаем свинину только в органических фермерских хозяйствах через канал, который одобрило правительство», — сказал тренер по дзюдо Ву Вэйфен (Wu Weifeng).
Большинство свинины для элиты закупается через 2nd Commercial Bureau, которое имеет дочернюю компанию, забивающую 50 тысяч свиней в год на ферме в Санхе (Sanhe) в провинции Хэбэй (Hebei), в соответствии с информацией делового журнала Caixin.
Журнал пишет, что большинство свинины отправляется по спецпоставкам, и цитирует менеджера, который сказал: «Иногда выращивание свиней тоже имеет отношение к политике».
|