Газета "Наш Мир" br>
В российских СМИ работает больше женщин, чем мужчин, причем значительное
количество представительниц «слабого» пола занимают руководящие
должности. К такому выводу пришли авторы исследований под названием
«Глобальный отчет о статусе женщин в новостных медиа» (Global Report on
the Status of Women in the news media), проведенных при поддержке
Международного фонда для женщин в медиа (IWMF).
Учены
распространили специальные анкеты более чем в 500 новостных организациях
в 60 странах мира, а потом проанализировали полученные ответы. Широкий
разброс данных позволил авторам доклада определить, хотя бы
статистически, достигли ли женщины равенства с мужчинами в
информационной профессии в таких странах, как Ливан, Бразилия, Фиджи,
Россия, Швеция или Франция.
Российские журналистки «рулят»
По
данным исследований, российские женщины, работающие в СМИ, достигли
относительного равенства с мужчинами. Сотрудники 14 российских новостных
компаний – 8 газет, 2 телестанций и 4 радиостанций – согласились
ответить на вопросы анкеты, предложенной американскими исследователями.
Оказалось, что в российских СМИ женщин работает на 25% больше, чем
мужчин. На уровне среднего менеджмента женщин оказалось 55,6%. Среди
«больших» начальников дам почти столько же, сколько джентльменов, –
48,9%. Среди членов советов директоров российских СМИ женщины, по данным
опроса, составляют немногим меньше половины – 41,7%.
«Эти
данные очень типичны для стран Восточной Европы, в которых мы проводили
исследования, – рассказала автор доклада профессор Каролин Байерли на
его презентации в Национальном фонде для демократии в Вашингтоне. –
Женщин в этом регионе в СМИ больше, чем мужчин. Это объясняется
феминизацией профессии, которая происходила еще до распада СССР. В СССР
женщины влились в трудовые коллективы потому, что была установка вообще
привлекать людей к труду, и женщины были частью трудовой силы. В
результате сейчас уровень грамотности в России для женщин, по-моему, 99%
– выше, чем в США».
По данным исследований, уровень зарплат
мужчин и женщин в российских СМИ является примерно одинаковым. В России в
этой профессиональной области женщинам гарантируется оплачиваемый
отпуск по беременности и уходу за ребенком сроком до 6 месяцев. Через
три года после рождения ребенка женщине гарантируется рабочее место. В
США, например, таких законных гарантий у молодых матерей нет.
Однако
с точки зрения стабильности положение российских журналисток и
редакторов несколько хуже, чем их коллег-мужчин. Из всех штатных
сотрудников СМИ женщины составляют меньшинство – то есть большинство из
них работает на полставки. Ни в одной из российских медиа-компаний,
участвовавших в опросе, официально не введены правила, запрещающие
сексуальные приставания на рабочем месте.
Журналистки и «стеклянный потолок»
Профессор
Каролин Байерли, по ее собственным словам, сделала интересное
наблюдение – положение женщин намного лучше в тех странах, где
существующая система является демократической и имеет социалистические
элементы.
По данным исследований, самые лучшие возможности
предоставлены женщинам в странах Северной Европы. А в США, Канаде,
Западной Европе и Австралии, по ее словам, данные было собирать очень
трудно – медиа-компании неохотно делились своей внутренней статистикой.
Во многих из этих стран карьерному росту женщин препятствует «стеклянный
потолок» – неофициальный барьер, который не дает им достигать самых
высоких должностей, по традиции занимаемых мужчинами.
В США,
например, в рамках исследований были опрошены сотрудники 14 СМИ – 10
газет, 3 телестанций и 1 радиостанции. Женщин в них 41% – то есть
меньше, чем мужчин. Среди менеджеров среднего звена женщин 56,3%. Среди
«больших» начальников в американских СМИ дамы составляют 41,5%. Над
«стеклянным потолком», на уровне управления СМИ и членства в совете
директоров, число женщин чуть превышает одну треть – 35,3%.
«Положение
женщин в разных странах, конечно же, зависит от особенностей культуры и
истории каждой страны и от законов в этой стране, – считает профессор
Байерли. – Однако в капиталистической системе у женщин было достаточно
сложное положение. В социалистических странах положение у женщин было
намного лучше. Это не мое личное мнение, это основано на данных и
исследованиях. Мы должны все время помнить, что демократия может
существовать в разных формах. И мы не можем сделать автоматические
выводы, что определенные экономические системы обязательно подразумевают
равноправие для женщин. Мы не знаем, пока не рассмотрим факты. А
фактов, которые нужно учитывать, очень много».
Женщина – военный корреспондент
На
презентации доклада обсуждали не только сухие цифры. На ней
присутствовали представительницы медийных профессий, которые делились
своим личным опытом в области женского равноправия в СМИ.
Моника
Вилламизар – военный корреспондент катарского телеканала «Аль-Джазира».
Она делает репортажи из горячих точек планеты. Вилламизар рассказала,
что освещала военные конфликты, беспорядки, восстания в Латинской
Америке и на Ближнем Востоке.
«Освещение войны в СМИ – это мир,
где главенствуют мужчины, – говорит она. – И мы, женщины, должны в этом
мире работать. Это понятно – у мужчин нет детей, а если есть – они все
равно более свободны и подвижны. К тому же в самой войне обычно мужчины
являются более активными и многочисленными участниками. К сожалению,
женщинам-корреспондентам иногда бывает трудно добиться того, чтобы их
воспринимали на равных с мужчинами. Но с точки зрения физической
нагрузки – если ты готовишься, проходишь специальную подготовку перед
поездкой в горячую точку, следишь за своим здоровьем, занимаешься
спортом – нет никакой разницы. Для женщин-репортеров работать на войне
так же просто, или так же сложно, как для мужчин».
По мнению Моники Вилламизар, некоторые новостные темы женщины могут освещать лучше, глубже, чем мужчины.
«Если
не посылать женщин в горячие точки, нельзя понять судьбы других женщин,
которые живут в местах военных конфликтов, – считает журналист. – Если
ты едешь на Ближний Восток, и в тебя бросают там камни и тебе говорят
оскорбительные слова – ты на себе понимаешь, как здесь живется женщинам.
Я считаю, что это помогает тебе стать лучшим репортером, когда ты не
отстранен от опасности, переживаешь ее на себе».
Моника
Вилламизар считает, что решение о том, кто поедет в горячую точку,
редактор должен основывать на опыте и подготовке корреспондента, а не на
его гендерной принадлежности. До «Аль-Джазиры» Моника работала на
телевидении в своей родной Колумбии, и там зачастую ситуация была иной.
«В
Латинской Америке, как и отмечается в этом исследовании, очень много
женщин на телевидении, но они освещают совершенно не те темы, что
мужчины, – рассказала она. – Мои редакторы очень часто посылали меня
освещать развлекательные сюжеты, которые меня совершенно не
интересовали. И я часто отказывалась, потому что хотела быть военным
корреспондентом. В Колумбии также были распространены сексуальные
приставания мужчин-начальников к молодым сотрудницам. Но там мы не могли
ничего сделать, потому что мы боялись за свою работу, боялись
последствий».
По ее словам, «Аль-Джазира» – международная
телевизионная компания, где корреспондентов – и мужчин, и женщин –
оценивают исключительно в соответствии с их профессиональными
качествами.
Мужчины и женщины: разный стиль управления?
Шерли
Карсуелл работает в газете «Вашингтон пост» уже 23 года. Она занимает
пост заместителя главного редактора по менеджменту и административным
вопросам. Карсуелл считает, что у женщин на руководящих должностях
несколько иной стиль, чем у мужчин.
«Это, конечно, стереотип,
что женщины-менеджеры более склонны выслушать и войти в положение своих
сотрудников, – но я бы сказала, что это правда, – считает она. – Они с
большей симпатией относятся к другим работающим матерям. И это хорошо
для сотрудников, потому что они приходят на работу с уверенностью, в
лучшем настроении, так как лучше могут совмещать работу и семью».
По
мнению Шерли Карсуелл, основная черта, которая помогает лидеру
достигать результатов в работе, не является исключительно мужской или
женской.
«Мне кажется, что важная черта характера талантливых
лидеров – это решительность, – говорит она. – Мы связываем ее с
мужчинами, но это стереотип. То есть когда мы говорим, что
женщины-менеджеры должны вести себя, как мужчины, – может быть, мы имеем
в виду, что они должны быть решительными».
Карсуелл рассказала, что редакции современных СМИ – это по-прежнему во многом «мужской» мир. Но ситуация меняется.
«Присутствие
большего количества женщин в редакциях меняет суть дискуссий и
разнообразит палитру новостного освещения различных событий, –
утверждает она. – Женщины продвигают темы, которые им важны, и смотрят
на новостные истории несколько с другой точки зрения. Если, например,
мужчине и женщине поручить писать статью о национальной безопасности,
они необязательно напишут два совершенно разных материала. Но с кем они
будут разговаривать, источники, которые будут использовать – все это
может очень тонко, в нюансах, отличаться».
|