Газета "Наш Мир" br>
Георгий Судовцев
14 сентября 2011 года
Номер 37 (930)
В Москве под сурдинку снесли соборную мечеть, расположенную по
адресу Выползов переулок, д.7, стр. 1, и в 2004 году отметившую своё
столетие. Да, снесли по инициативе Духовного управления мусульман
Европейской части России (ДУМЕР) и с заявленной целью построить на
освободившемся таким образом месте новый грандиозный исламский центр.
Как говорится, хозяин барин.
Тем более, что мусульманское население российской столицы растёт
не то, что ускоренными, а прямо-таки космическими темпами, и уже
недалёк, почти отчётливо виден тот день, когда Москва из города "сорока
сороков" православных храмов станет городом мечетей, которые
по-английски, кстати, именуются "mosque". А "моск" и "Москва" — не
правда ли, очень похожие слова? И если "Второй Рим", Константинополь,
стал в своё время мусульманским Стамбулом, то, спрашивается, почему чаша
сия должна миновать Рим Третий?
И проблема сноса соборной мечети заключается, на мой взгляд,
именно в этом: разрешив и осуществив уничтожение, как ни крути,
очередного — вероятно, уже многотысячного по счёту — старинного здания,
новые власти столицы в лице мэра Сергея Собянина тем самым не только
продолжили "лужковское" разрушение исторической Москвы, но и "дали
добро" на то, что традиционный образ московского ислама, выраженный в
том числе архитектурными средствами, будет заменен новым, более
глобализованным и "агрессивным". Что, видимо, в гораздо большей степени
отвечает представлениям действующего мусульманского духовенства столицы о
роли и перспективах ислама в современном мире вообще и в современной
России в частности.
Построенные еще при Лужкове на деньги олигарха Сулеймана
Керимова (того самого, которому принадлежит футбольный клуб "Анжи")
буквально "явочным порядком" (то есть без необходимой разрешительной
документации — "что позволено Юпитеру, не позволено быку") два
75-метровых минарета, разумеется, "требовали" себе нового здания,
постройка которого была невозможной при сохранении старого. Как сообщают
средства массовой информации, помимо собственно мечети с куполом
высотой 27 метров и молельным залом на пять тысяч человек, в состав
комплекса должны, согласно проекту, войти трехуровневый подземный
паркинг на 500 машиномест, гостиница, офис совета муфтиев с
конференц-залом на 600 мест, представительства региональных
мусульманских общин, исламский культурный центр и торговый центр (куда
же без него?). "Только бизнес — ничего личного".
В условиях глобального рынка конфессиональные общности всё
отчётливее приобретают характер транснациональных корпораций, а
транснациональные корпорации — черты конфессиональных общностей.
Соответственно, их конкурентная борьба может приобретать черты
религиозной войны, и наоборот.
Спрашивается, где же в этой ситуации остаётся ниша для
государства? А оно "изображает из себя" институт власти, стоящий над
конфессиональными общностями и транснациональными корпорациями, а на
деле — штампующий сделки и посредничающий, "решающий вопросы" между
ними. Что, собственно, и продемонстрировала самым наглядным образом
ситуация со сносом соборной мечети в Москве.
Разумеется, посреднические услуги государства оплачиваются
действующими субъектами рынка, в том числе рынка политического и
конфессионального. Иногда — очень хорошо оплачиваются. Не сочтите это за
намёк на существование каких-то "особых отношений" конкретно между
Сергеем Собяниным и Сулейманом Керимовым — речь идёт о роли современного
государства в целом и современного российского государства в частности.
И о том, что сильное государство в случае необходимости может быть
незаменимым посредником. Но государство, позиционирующее себя прежде
всего в качестве посредника, не может быть сильным, а потому в его
посреднических услугах очень быстро перестают нуждаться.
Все горячие новости на nashmir.kz!
|