Газета "Наш Мир" br>
В 2012 году развивающиеся
страны станут для Китая его приоритетным экспортным рынком, а
«аутентичные» китайские производители сменят компании с иностранным
капиталом в роли главного экспортера из КНР. Китай все более заметен на
рынках высокотехнологичной продукции, где десять лет назад его не
ждали, и выдавливает оттуда западных производителей. Следующим этапом
рыночной экспансии станет выход на развитые рынки и разгром западных
производителей сложной технической продукции на их поле.
Economist Intelligence Unit (EIU) публикует доклад о перспективах
китайского экспортного сектора в предстоящие 10 лет и о том, как он
повлияет на бизнес западных компаний. По мере того как в Китае растут
зарплаты и технологическая оснащенность, компании из КНР перемещаются в
верхние ценовые сегменты. Из поставщиков простых и дешевых товаров на
развитые рынки они превращаются в конкурентов западных производителей
сложной продукции – для начала на развивающихся рынках.
Западные производители тяжелого оборудования, в частности
строительного, уже страдают от обострившейся конкуренции. К концу этого
года ожидается, что КНР обойдет Германию и Японию и станет вторым
после США экспортером тяжелой строительной техники. Успехи в экспорте
оборудования способствуют развитию бедных внутренних областей страны,
где преобладает тяжелая промышленность.
По оценкам EIU, спрос на сложную китайскую продукцию пока будут
предъявлять главным образом развивающиеся рынки – в пользу этого
говорит и статистика последних лет, согласно которой доля на них
западных компаний устойчиво сокращается. Снижается и роль иностранных
инвестиций в экспортных успехах КНР. Сейчас на долю чисто китайских
экспортеров приходится 48% экспорта, но в течение следующего года они
перевалят за 50%.
Китай быстрыми темпами увеличивает объем экспорта. В 2000-2010 годах
ежегодный рост экспорта к предыдущему году составлял 20-40%, лишь с
двумя спадами – относительным в 2001 году (прирост составил менее 10%) и
абсолютным в 2009 году, когда экспорт сократился на более чем 20%.
Однако уже в следующем году темпы роста превысили 40%.
В 2010 году на Китай пришлось 13,7% мирового экспорта промышленной
продукции. При этом по структуре его экспорт от года к году все более
похож на американский и европейский, хотя пока далек от стопроцентного
сходства. Судя по индексу ESI (Export Similarity Index), который
приводят авторы доклада, китайский экспорт пересекается с европейским
на 46% и с американским на 42%. Действительно, КНР пока в основном
производитель простой продукции – одежда, текстиль, обувь, игрушки и т.
п. Но главная тенденция направлена против западных экономик. За
нулевые годы Китай заметно изменил структуру экспорта в пользу таких
видов продукции, как автомобили, микросхемы, медикаменты, медицинская
техника, сложное промышленное оборудование. Что же до развитых
экономик, их доля в мировом промышленном экспорте сократилась с 63,3% в
2001 году до 56,3% в 2010 году.
Аналитики EIU выделили 37 рынков, где сейчас (пока) доминируют
производители из развитых стран, но Китай в это же время ведет
экспансию особенно энергично. К числу таких рынков относятся, например,
гражданское судостроение, производство электрооборудования,
холодильного оборудования, сельскохозяйственной техники, мотоциклов,
автокранов и погрузчиков и др.
Экспансия Китая ставит вопрос об очень больших деньгах. Экспортный
объем только гражданского судостроения в 2010 году, по данным доклада,
составил 124 млрд долларов, и Китай на этом рынке увеличил свою долю с
14,4% в 2007 году до 28,4% в 2010 году. Похожим образом выглядит
ситуация и на других «угрожаемых направлениях»: во многих случаях всего
за три года доля китайских производителей увеличилась в 1,5-2 раза.
Может ли что-то приостановить быстрый рост Китая? Авторы доклада
полагают, что слабым звеном в экономической политике Пекина является
избыточный акцент на индустриализации в ущерб развитию человеческого
капитала, созданию эффективного регулирования и наращиванию опыта
эксплуатации сложных систем – например, транспортных. В качестве
примера приводится недавняя июльская катастрофа сверхскоростного
поезда, погубившая десятки людей. Еще авторы обращают внимание, что
хотя в Китае каждый год получают дипломы инженеров больше выпускников,
чем в любой другой стране, но при этом 80% населения не заканчивают
среднюю школу.
Как кажется, эти контраргументы несколько притянуты за уши. Да,
катастрофа поезда – но как это само по себе повлияло на мировой
экспорт? Четыре пятых населения малограмотные крестьяне или вчерашние
жители деревни, но двухсот с лишним миллионов квалифицированных
работников пока хватает, чтобы расширять верхние этажи экспортной
пирамиды. А там и остальные подтянутся.
Евгений Берлин
Все горячие новости на nashmir.kz!
|